Послание Илария, римского диакона, к
Пульхерии Августе.
Славнейшей и благочестивейшей Августе
диакон Иларий.
Не нужно мне говорить, что я имел
усердие придти после собора в Константинополь;
потому что явная была к этому необходимость,
которая побуждала меня представить послания
блаженнейшего папы, отправленные к вашей
благосклонности, а вместе с этим исполнить
лежавший на мне долг почтения и к вашему
благочестию и к непобедимейшему и
христианнейшему императору. Но этому законному
моему намерению противостало то препятствие,
которое враждебно всякому добру и которое
расположение христиан обращает в сетование, т. е.
александрийский епископ, весьма сильный в
осуждении невинных мужей. Ибо после того, как я не
мог сделаться общником несправедливой его воли и
мысли, он старался привлечь меня на собор
(ефесский) страхом и кознями; так как он или
сделал бы то, что мне оставалось бы поддаться его
обольщениям (чего да не будет) и согласиться на
осуждение святейшего епископа Флавиана, или за
мое сопротивление задержал бы меня, так что не
было бы возможности ни прибыть в Константинополь
к вашему благочестию, ни возвратиться к церкви
римской. Но однако ж, что касается до осуждения
досточтимейшего и святейшего мужа: то я, возложив
свое упование на помощь Христа, сохранил себя
невинным и целым; потому что никакие бичи,
никакие мучения не могли бы вынудить меня на
согласие с его мыслию. Оставив все, я удалился
оттуда, возвратившись в Рим местами неизвестными
и непроходимыми, дабы явиться пред
досточтимейшим папою верным повествователем обо
всем, что сделано в Ефесе. Итак пусть достойная
уважения благосклонность ваша знает, что прежде
упомянутым папою, совокупно со всем западным [41] собором, осуждается все, что
сделано епископом Диоскором в Ефесе, вопреки
канонам, по одному мирскому возмущению и
неприязни, и это никаким образом не может быть
принято в тех частях, которые постановлены не без
оскорбления веры и обдуманного рассуждения мужа
святейшего и невинного, по одному насилию выше
упомянутого епископа. А что с твердым и
мужественным достоинством высказано мною
относительно веры, то я считаю излишним говорить
об этом; ибо можете узнать это из посланий
блаженнейшего папы. Посему, знаменитейшая
госпожа и милостивейшая императрица,
достоуважаемое ваше благочестие не должно
оставлять того, чему оно охотно положило начало,
но с священною ревностью о вере и с твердою волею
сохранять.
|