Послание того же папы Льва к Пульхерии
Августе, против тою же второго ефесского собора.
Епископ Лев и святой собор, сошедшийся
в городе Риме, Пульхерии Августе.
Если дошли до вашего благочестия
послания, которые по делу веры отправлены чрез
наших клириков: то без сомнения вы, при внушении
вам Господа, могли приготовить врачевство тем
делам, которые совершены против веры. Ибо когда
вы не принимали стороны священников, когда не
стояли за благочестие и веру христианскую? Но
если к вашей кротости до сих пор не могли прибыть
посланные, потому что едва один из них, наш диакон
Иларий, убежавши, возвратился к нам: то мы
рассудили вновь повторить свои послания. И чтобы
наши мольбы были сильнее, мы приложили копии с
тех посланий, которые не дошли до вашей
благосклонности; умоляем вас усильнейшими
прошениями, — горестнейшие совершились дела,
против которых вам нужно восстать от
императорского престола, тем большее приложите
попечение о славе благочестия, которым вы
отличаетесь, дабы чистота кафолической веры не
была нарушена какою-либо случайностью
человеческих несогласий. Ибо то, чего мы
надеялись от составившегося в Ефесе собора, что
он должен был успокоить и восстановить [35] врачевством мира, — это не
только пришло в большее расстройство, но еще (о
нем должно очень скорбеть) обратилось к
разрушению самой веры, по которой мы считаемся
христианами. И те, которые нами были посланы (из
которых один, избегая насилия александрийского
епископа, присвоившего себе все, верно возвестил
нам о ходе совершившихся дел), возглашали на том
соборе, как и следовало, не столько против суда,
сколько против неистовства одного человека,
представляя, что все, производившееся по насилию
и страху, они не могут предпочесть таинствам
Церкви и самому символу, составленному
апостолами, и что они, не смотря ни на какие
притеснения, не отступят от той веры, которую
весьма полно изъясненною и в порядке изложенною
принесли на святой собор от кафедры блаженного
апостола Петра. Когда чтение этой веры, по
требованию епископов, не было дозволено, для того
именно, чтобы, отвергнув ту веру, которая
увенчала патриархов, пророков, апостолов и
мучеников, упразднить (что и сказать ужасно)
рождение Господа нашего Иисуса Христа по плоти и
исповедание истинной Его смерти и воскресения:
тогда мы написали об этом предмете, как могли, к
славнейшему императору и, что особенно важно, к
христианину, приложив также и копии с прежних
своих посланий, чтобы он не допустил какою-либо
новизною повредиться той вере, в которой он, быв
возрожден благодатью Божиею, царствует. Так как
епископ Флавиан из всех твердо стоит в нашем
общении, — так как то, что сделано без
рассмотрения справедливости и вопреки всех
канонов, никакой разум не допустит считать
окончательно решенным, — и так как собор
ефесский не только не уничтожил соблазна
разделения, но еще увеличил его: то пусть
назначится для составления собора внутри Италии
и время и место, с тем, чтобы, взвесивши жалобы и
предъявления той и другой стороны, с большею
тщательностью пересмотреть все то, что порождено
преткновениями и злобою, дабы без нарушения веры,
без насилия благочестию, возвратились к миру
Христову те священники, которые по немощи
вынуждены были подписаться, и дабы низложились
одни только заблуждения. Чтобы нам достигнуть
этого, благочестие твоей, совершенно нам
известной, веры, которое всегда содействовало
предприятиям Церкви, пусть благоволит заявить
наше покорнейшее моление пред благосклоннейшим
императором, к которому сделано особое
посольство от кафедры блаженнейшего апостола
Петра, чтобы он прежде, нежели эта междоусобная и
гибельная война усилится внутри Церкви, дал
способы, при содействии Божием, восстановить
единство, зная, что все то будет полезно
могуществу его империи, что, при благосклонном
его расположении, будет сделано для свободы
кафолической.— Дано накануне октябрьских ид, в
консульство славнейших мужей Астерия и
Протогена.
|