Послание святейшего и блаженнейшего
Льва, архиепископа римского, к благочестивейшей
Пульхерии (Августе).
Славнейшей и человеколюбивейшей
дочери Пульхерии епископ Лев.
Какую надежду должна обещать себе
Церковь Божия от веры вашего человеколюбия, это я
часто подтверждал многими доказательствами,
потому что вы, как научены внушением Св. Духа, во
всем покорили свою власть Тому, по дару и
покровительству которого царствуете. Поэтому,
так как я узнал из донесения моего брата и
соепископа Флавиана, что в церкви
константинопольской произведено некоторое
разномыслие против чистоты веры христианской,
виновник которого Евтихий, и самое содержание
соборных действий объяснило нам вид всего дела:
то достойно будет вашей славы то, если
заблуждение, которое произошло более от
несмыслия, нежели от злоумышления, будет
уничтожено прежде, нежели оно, по дерзости
неправоты, приобретет себе какую-либо силу от
согласия неблагоразумных. Ибо сколько отступил
от истины Несторий, который утверждал, что
Господь Иисус Христос родился от Девы Марии
только человеком: столько же отдалился от пути
кафолического и сей, думающий, что происшедший от
той же Девы не был одной с нами природы, так что Он
носил только образ раба, почему и был подобен и
сообразен нам, но в Нем не было действительности,
а одно будто бы некоторое подобие нашей плоти.
Итак, бесполезно тем доказывать, что Господь наш,
сын блаженной Дивы Марин, есть человек, которые
не верят, что Он есть человек от того рода и
семени, о котором возвещается в начале Евангелия.
Поэтому много скорблю и много сокрушаюсь, что
тот, кто прежде сего казался похвально
рассуждающим о рассматриваемом нами предмете,
дерзнул прибавлять пустое и крайне развращенное
против единственной нашей и наших отцев надежды.
Так как сам он видел, что образ мыслей его
неразумия [24] оскорбляет
кафолический слух: то ему надлежало бы оставить
свое мнение, дабы не возмущать предстоятелей
Церкви до того, чтобы навлечь на себя приговор
осуждения. Почему, если он захочет оставаться при
своем убеждении, то никто не может пособить ему.
Ибо управление апостольской кафедры держится
такого правила, чтобы весьма строго поступать с
упорствующими и оказывать снисхождение
исправляющимся. Посему, так как я великую полагаю
надежду на чистейшую веру вашего благочестия: то
умоляю славнейшее ваше благоснисхождение,
знаменитейшая и благочестивейшая дочь, — как
твоя святая заботливость всегда
вспомоществовала проповеди кафолической, так и
ныне покровительствуй ее успеху. Ибо ныне
подвергается рассуждению не какая-нибудь
незначительная частица нашей веры, которая была
бы менее ясна, но несмысленное противление
дерзает нападать на то, чего Господь не хочет
оставить неведомым ни для кого в своей Церкви. А
поэтому, по обычаю своего благочестия,
благоволите потрудиться, чтобы все, что безумие
изрекло богохульного против единственного
таинства человеческого спасения, было удалено от
душ всех; и если бы сам впадший в это искушение
раскаялся, так чтобы собственными устами и
подписом осудил то, что думал худо, то был бы
восстановлен в свое прежнее достоинство. О чем,
да знает ваше благочестие, я писал моему брату и
соепископу Флавиану, и посланным мною поручил,
чтобы милость была оказана, коль скоро будет
отвергнуто заблуждение. А дабы не было заметно
моего отсутствия, согласно с распоряжением
благочестивейшего императора, по которому
составляется епископский собор, я послал своих
братьев, епископа Юлиана и пресвитера Рената, и
сына моего, диакона Илария, которые могли бы
заменить мое присутствие. Но тому, кто находится
в заблуждении, мы лучше советуем, чтобы, где он
возбезумствовал, там и раскаялся бы, и где
заслужил осуждение, там получил бы и разрешение.
— Дано в начале июня, в консульство славнейших
мужей Астерия и Протогена.
|