Список с донесения святого собора,
посланного с епископами Ювеналием, Фирмом,
Флавианом, Аркадием, Феодотом, Акакием, Евоптием
и пресвитером Филиппом.
Благочестивейшим и боголюбезнейшим и
христолюбивым императорам, победителям,
торжествующим, августейшим — [394] Феодосию
и Валентиниану, святый собор, по благодати Божией
и по изволению вашего величества собравшийся в
ефесской митрополии.
Все действия ваши, христолюбивейшие
императоры, достойны хвалы и показывают великую
ревность по благочестию. Поэтому все мы вообще и
каждый в частности воссылаем молитвы ко Владыке
Христу и просим сохранить вас для вселенной на
веки. Так как и ныне ваше благочестие,
преклонившись на наши прошения, чрез знатнейшего
и славнейшего комита Иоанна повелело
вселенскому собору послать, по его усмотрению, к
вашему величеству боголюбезнейших епископов и
уведомить обо всех наших делах: то мы, принося
благодарность вашему величеству, избрали
святейших и боголюбезнейших епископов —
Аркадия, Ювеналия, Флавиана, Фирма, Феодота,
Акакия, Евоптия и Филиппа пресвитера,
занимающего на соборе место святейшего и
боголюбезнейшего Келестина, епископа
апостольской кафедры великого Рима, и при
настоящем послании препровождаем их к вашей
светлости, надеясь, что вы примете и выслушаете
их благомилостиво. Зная, что христолюбивая и Богу
преданная душа ваша высоко ставит служение
Христу, поборающему по вас и спасающему вас, и
почитает во всем его священников, по словам его: слушаяй
вас, мене слушает (Лук. 10, 16), и: иже вас
приемлет, мене приемлет (Матф. 10, 40), мы
осмеливаемся присовокупить к посланию и
указание на скорби наши. Так как, по
благочестивому вашему повелению, мы прибыли в
ефесскую митрополию не для чего другого, как для
внимательного рассуждения о вере, непоколебимую
от века тишину которой возмутило нечестивое
учение Нестория, то сообразно с этим, спустя 16
дней после назначенного срока, мы предположили
составить соборное совещание относительно этого
учения и пригласили Нестория, своим учением
возмущающего церкви. Но как он, удерживаемый
лукавою совестью, не хотел явиться, то мы,
исследовав письменно изложенное им нечестивое
учение о воплощении Владыки Христа, прокляли это
учение, а того, кто вымыслил его, лишили
епископского достоинства. Но Иоанн антиохийский
едва явился спустя 22 дня после указанного срока,
и, как бы в отмщение нам за ревность по вере,
собрал около себя человек 30 или немного более; —
одни из них были келестиане. а другие низложены
задолго прежде. Он напал на самих председателей
наших и ревнителей по православию, святейшего и
боголюбезнейшего архиепископа александрийского
Кирилла и святейшего и боголюбезнейшего
епископа нашего Мемнона, хотя они не были ни
обвинены им, ни призваны (в суд), согласно с
церковными правилами, подверг их бесчестному
низложению и обманул ваше благочестивое и
боголюбезное внимание, представив вам, будто
святой вселенский собор [395] участвовал
вместе с ним в этом несправедливом деле. Посему
святый вселенский собор, на котором
присутствовал и святейший и боголюбезнейший
архиепископ великого вашего Рима Келестин, и
весь западный собор, чрез посланных к нам
святейших епископов, и вся Африка и Иллирийская
область, основываясь на церковных правилах,
определил, чтобы как сам Иоанн, начальник
отступнического сборища, так и все его сообщники,
были лишены всякого церковного общения, лишил их
права священнодействия и ниспроверг незаконные
их деяния. Ваше величество мы и прежде уведомляли
об этом, и ныне, через настоящее послание и
посланных епископов, припадая к вашим
благочестивым стопам, с простертыми руками,
умоляем вас уничтожить совершенно то, что
хитростью сделано против святых и
боголюбезнейших епископов Кирилла и Мемнона, и
не имеет никакого основания в священных канонах;
да не будет собор наш без главы и да не
сокрушаемся мы и все Христовы священники во
вселенной непрестанною скорбью об упомянутых
председателях, но, получив просимое, со всеми
церквами вселенной да воссылаем ко Владыке
Христу обычные молитвы о всегдашней
непоколебимости христолюбивого вашего царства!
Ибо клевета, возведенная на них Иоанном
антиохийским и его сообщниками, относится и ко
всем нам, как единодушным с ними в вере и
священнослужении. И весь западный собор
свидетельствует о чистоте и непорочности их
веры, и мы сами убеждены в этом и подписью под
деяниями собора удостоверяли, что они
православны и единомысленны с нашими святыми
отцами относительно догматов апостольской и
кафолической Церкви. И так просим сим ваше
величество: разрешите от уз и нас самих; ибо с
узниками, как братиями и председателями святого
собора, и мы сами остаемся узниками.
|