Ответное послание собора к тем же
епископам, находящимся в Константинополе.
Святый собор, по благодати Божией и по
изволению благочестивейших и христолюбивых
императоров собравшийся в ефесской митрополии,
— благоговейнейшим и боголюбезнейшим
сослужителям, Евлалию, Евтрохию, Акакию,
Хрисафию, Иеремии, Феодулу, Исаии, о Господе
желает всякого блага,
При таком расположении, о каком
свидетельствует нам ваше послание, нет ничего
удивительного, если вы подвизаетесь с нами душою
и телом. Ибо во время ристалищ, знающие дело
зрители не мало помогают бойцам, поощряя к
победе, указывая приемы в борьбе, и то, что нужно
делать борющимся. Ваше благочестие придумало
нечто большее сего искусства, именно укреплять
наши силы молитвами и просить за нас Бога, чтобы
нам не быть искушенными более, чем сколько мы
можем перенести, и [390] в
искушениях сделаться победителями над
искушающими. Вы сделались общниками в трудах и
заботах наших. Ибо находящиеся вдали от событий
обыкновенно страдают от забот больше, чем сами
подвизающиеся. Немало утешает нас и то, что не
безызвестны вам козни против нас врагов наших,
что и до вас дошли слухи о их дерзости против
святого собора. Мы уверены, что ваше благочестие
доведет все это до сведения благочестивейших
императоров и что наконец прекратятся
неприятности, когда вы объявите о безумии Иоанна
антиохийского и его сообщников и о всех их
беззаконных замыслах против боголюбезнейших и
святейших епископов Кирилла и Мемнона и святого
собора. Мы думаем, что боголюбезный и
благочестивейший император ничего этого не
знает. В противном случае враждующие против нас
не могли бы сделать того, что нас, терпящих
несправедливости, не только не считают
достойными сострадания, но еще обвиняют в
несправедливостях, тогда как мы, страдая сами,
нисколько не думаем об отмщении обидчикам.
Прибыть вашей святости к нам не позволяет наше
положение. Мы так крепко заперты с моря и суши,
что не можем сообщить вашей святости о том, что
происходит. Ваши слезы и молитвы служат причиною
того, что каждый из нас, кто не погиб еще, держится
того же мнения об этом предмете: именно, мы
продолжаем отвергать согласие с ними, хотя
начальства (мирские) нас сильно к тому
принуждают. В этом случае мы разделяем ваш
здравый образ мыслей, зная, что вы союзники с нами
в подвигах и наградах, и что бывает с любящими
святых мучеников, то является в вашем
благочестии. Ибо, не участвуя в борьбе, вы однакож
без труда удостоились венцов, за
благорасположение к обидимым, за осуждение
обижающих, так что, по нашему мнению, не смотря на
отсутствие, вы ничего не теряете, когда согласны
с нашими мыслями. Для сражающихся служит немалым
пособием и даже великим утешением то, что, как нам
известно, вы сделали, усиливая ревность в народе
и возбуждая к бодрствованию против врагов.
Остается желать только, чтобы, оставаясь на своем
месте, вы сообщали нам, что там делается, и о наших
обстоятельствах доводили до сведения
божественнейших императоров и святой Церкви. Это
составит более важное пособие, нежели то, что вы,
прибыв к нам, решились переносить изнурительные
труды вместе с нами осажденными. В той мысли, что
прежнее наше послание не дошло до вашего
сведения, мы отправили к вашему благочестью
список с него. Другое донесение также мы послали
и благочестивейшим императорам. Да потрудится
ваше благочестие узнать, доставлено ли им
донесение и, если доставлено, то напишите им об
нем. Если же не доставлено, то пусть узнает их
благочестие по крайней [391] мере
о том, что прежде некоторые наши клеветники
постарались скрыть от них. Желаем здравствовать
вам о Господе, возлюбленные и вожделеннейшие
братия!
|