Донесение св. Собора благочестивейшим
государям о низложении Нестория.
Благочестивейшим и боголюбезнейшим
императорам, Феодосию и Валентиану,
победоносным, торжествующим, августейшим, св.
собор, созванный по благодати Христа и по
повелению вашего величества в городе Ефесе.
Ваше благочестие, христолюбивые и
боголюбезнейшие государи, приняв истинную веру
от предков и приумножая ежедневно, прилагаете
великое попечение о догматах истины. Ибо, когда
по поводу проповеди и учения Нестория, чуждых
предания св. отцев и святейших апостолов и
евангелистов, возникли споры не только в великом
городе (В Константинополе), но и
во всем мире, то ваше [270] величество
не потерпели, чтобы возмущаемы были святые
церкви и изменяемы догматы веры и истинного
благочестия, но повелели, чтобы к празднику
пятидесятницы из каждой области пришли
благочестивейшие митрополиты с своими
епископами и некоторые епископы других городов.
Времени для сбора их оставалось довольно. Но
тогда как все мы собрались в Ефес к назначенному
времени, святейший Иоанн, епископ антиохийский,
замедлил своим прибытием. Полагая причиною сего
замедления трудность пути, мы и по истечении
назначенного вашим величеством срока, целых
шестнадцать дней не открывали заседания. Между
тем некоторые из святых епископов, удручаемые
недугами старости, не могли выносить пребывания
в чужом городе; другим, бывшим в болезненном
состоянии, грозила опасность смерти, иные и
действительно скончались в сем городе, некоторые
наконец, терпя во всем нужду, неотступно
требовали, чтобы мы тотчас приступили к
рассуждениям. Таким образом, по прошествии целых
шестнадцати дней после пятидесятницы, мы
собрались для рассуждений, так как и святейший
Иоанн, епископ антиохийский, чрез посланных им
вперед благочестивейших епископов Александра
апамейского и Александра иерапольского, дал нам
знать, чтобы мы приступили к преднамеренному
делу, хотя этим замедлением своим он причинил
скорбь св. собору. Итак, в двадцать второй день
месяца июня, по счислению римскому, мы собрались.
Но за день пред тем мы чрез некоторых
благочестивейших епископов просили
удивительного Нестория присоединиться к нашему
собранию и участвовать вместе с нами в
исследовании веры и благочестия, впрочем не
получили от него никакого ответа, кроме сих слов,
переданных им чрез посланных: “посмотрю, и, если
заблагорассудится мне, приду". Итак на
следующий день мы собрались во святой и великой
церкви называемой Мария, положили на столе,
стоявшем в средине, св. евангелие, которое являло
самого соприсутствующего нам Христа, и, следуя
канонам, опять послали к нему трех других
святейших епископов, прося его явиться на св.
собор и дать отчет в своем учении. Но он, окружив
свой дом воинами, хотя ни в то время, ни прежде не
было никакого возмущения в городе, не удостоил
даже ответа наших посланных. Согласно правилам,
предписывающим и в третий раз приглашать
непослушного, мы еще раз послали к нему некоторых
епископов, но он по-прежнему упорствовал, и наши
посланные возвратились со стыдом и бесчестием,
которое причинили им воины, окружившие его дом.
Но как столь великому собору не подобало
оставаться в бездействии после того, как
Несторий, обличаемый своею совестью, не явился на
собор: то мы вынуждены были приступить к
исследованию догматов веры и благочестия, и
прежде [272] всего внесли в
деяния боголюбезнейшее писание вашего
благочестия, потом изложение благочестивой веры,
преданной нам изначала святейшими апостолами, и
после изложенной 318 св. отцами, собранными в Никее
св. Константином, которого правую веру ваше
величество являете еще святейшею. С сим
изложением веры мы прежде всего сравнили
послания о вере боголюбезнейшего и святейшего
архиепископа Кирилла, и нашли их согласными с
догматами и определениями и его учение ни в чем
не разнствующим от благочестивого (никейского)
изложения. Затем оставалось подвергнуть
исследованию мнения, проповеданные
удивительнейшим Несторием. (А они не были
неизвестны, ибо и в письмах и в книгах его ясно
выражены, и в публичных его беседах были слышаны,
и в самом сем городе Ефесе ясно высказаны им
некоторым из благочестивейших епископов; он не
переставал говорить, что не должно называть
Богом соделавшегося нас ради человеком, как
будто человеческое, восприятое им не по немощи,
но по человеколюбию, было унизительно для
Божества. Он же в беседе с некоторыми
благочестивейшими епископами, как бы насмехаясь
над достопокланяемым и божественным нашим
таинством, дерзнул сказать: “не признаю
двухмесячного или трехмесячного Бога", — и это
было за три дня до заседаний св. собора, как в том
удостоверяют и записи деяний). Сравнив эти его
мнения с символом св. отцев, мы нашли их
несогласными с ним и совершенно противными
кафолической и апостольской нашей вере, так что
не было нужды в оправдании Нестория, который
каждый день обвинял самого себя, упорствуя в
превратных своих мнениях, совершенно противных
кафолической и апостольской нашей вере.
По сей причине мы лишили его
священства и права учительства, которое он во зло
употреблял, и низложили его законным порядком;
Келестина же, боголюбезнейшего и святейшего
епископа великого Рима, восхвалили, так как он
прежде нашего приговора отринул еретические
мнения Нестория и произнес на него осуждение,
заботясь о безопасности церквей и благочестивой
и спасительной вере, преданной нам св. апостолами
и евангелистами и св. отцами, которую тот
старался ниспровергнуть превратным учением,
распространяя его всюду даже и после своего
низложения. Посему умоляем ваше величество,
повелите истребить в церквах все его учение, и
книги его, какие где найдутся, предать огню, так
как он посредством них старается уничтожить
благодать Бога, из любви к нам соделавшегося
человеком, считая то не человеколюбием, но
унижением Божества. Если же кто презрит ваши
распоряжения, да устрашится таковой гнева вашего
величества. И таким образом апостольская вера,
покровительствуемая вашим благочестием,
пребудет неизменною, и [273] мы
все будем возносить усердные моления о вашей
державе, посредством которой и Христос
прославляется, и вера укрепляется, и благодать
Божия всем человекам возвещается. Для яснейшего
и полнейшего уразумения деяний собора
прилагаются при сем акты его. И подписались все,
поименованные выше, благочестивейшие епископы.
|