Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Донесение св. Собора благочестивейшим государям о низложении Нестория.

Благочестивейшим и боголюбезнейшим императорам, Феодосию и Валентиану, победоносным, торжествующим, августейшим, св. собор, созванный по благодати Христа и по повелению вашего величества в городе Ефесе.

Ваше благочестие, христолюбивые и боголюбезнейшие государи, приняв истинную веру от предков и приумножая ежедневно, прилагаете великое попечение о догматах истины. Ибо, когда по поводу проповеди и учения Нестория, чуждых предания св. отцев и святейших апостолов и евангелистов, возникли споры не только в великом городе (В Константинополе), но и во всем мире, то ваше [270] величество не потерпели, чтобы возмущаемы были святые церкви и изменяемы догматы веры и истинного благочестия, но повелели, чтобы к празднику пятидесятницы из каждой области пришли благочестивейшие митрополиты с своими епископами и некоторые епископы других городов. Времени для сбора их оставалось довольно. Но тогда как все мы собрались в Ефес к назначенному времени, святейший Иоанн, епископ антиохийский, замедлил своим прибытием. Полагая причиною сего замедления трудность пути, мы и по истечении назначенного вашим величеством срока, целых шестнадцать дней не открывали заседания. Между тем некоторые из святых епископов, удручаемые недугами старости, не могли выносить пребывания в чужом городе; другим, бывшим в болезненном состоянии, грозила опасность смерти, иные и действительно скончались в сем городе, некоторые наконец, терпя во всем нужду, неотступно требовали, чтобы мы тотчас приступили к рассуждениям. Таким образом, по прошествии целых шестнадцати дней после пятидесятницы, мы собрались для рассуждений, так как и святейший Иоанн, епископ антиохийский, чрез посланных им вперед благочестивейших епископов Александра апамейского и Александра иерапольского, дал нам знать, чтобы мы приступили к преднамеренному делу, хотя этим замедлением своим он причинил скорбь св. собору. Итак, в двадцать второй день месяца июня, по счислению римскому, мы собрались. Но за день пред тем мы чрез некоторых благочестивейших епископов просили удивительного Нестория присоединиться к нашему собранию и участвовать вместе с нами в исследовании веры и благочестия, впрочем не получили от него никакого ответа, кроме сих слов, переданных им чрез посланных: “посмотрю, и, если заблагорассудится мне, приду". Итак на следующий день мы собрались во святой и великой церкви называемой Мария, положили на столе, стоявшем в средине, св. евангелие, которое являло самого соприсутствующего нам Христа, и, следуя канонам, опять послали к нему трех других святейших епископов, прося его явиться на св. собор и дать отчет в своем учении. Но он, окружив свой дом воинами, хотя ни в то время, ни прежде не было никакого возмущения в городе, не удостоил даже ответа наших посланных. Согласно правилам, предписывающим и в третий раз приглашать непослушного, мы еще раз послали к нему некоторых епископов, но он по-прежнему упорствовал, и наши посланные возвратились со стыдом и бесчестием, которое причинили им воины, окружившие его дом. Но как столь великому собору не подобало оставаться в бездействии после того, как Несторий, обличаемый своею совестью, не явился на собор: то мы вынуждены были приступить к исследованию догматов веры и благочестия, и прежде [272] всего внесли в деяния боголюбезнейшее писание вашего благочестия, потом изложение благочестивой веры, преданной нам изначала святейшими апостолами, и после изложенной 318 св. отцами, собранными в Никее св. Константином, которого правую веру ваше величество являете еще святейшею. С сим изложением веры мы прежде всего сравнили послания о вере боголюбезнейшего и святейшего архиепископа Кирилла, и нашли их согласными с догматами и определениями и его учение ни в чем не разнствующим от благочестивого (никейского) изложения. Затем оставалось подвергнуть исследованию мнения, проповеданные удивительнейшим Несторием. (А они не были неизвестны, ибо и в письмах и в книгах его ясно выражены, и в публичных его беседах были слышаны, и в самом сем городе Ефесе ясно высказаны им некоторым из благочестивейших епископов; он не переставал говорить, что не должно называть Богом соделавшегося нас ради человеком, как будто человеческое, восприятое им не по немощи, но по человеколюбию, было унизительно для Божества. Он же в беседе с некоторыми благочестивейшими епископами, как бы насмехаясь над достопокланяемым и божественным нашим таинством, дерзнул сказать: “не признаю двухмесячного или трехмесячного Бога", — и это было за три дня до заседаний св. собора, как в том удостоверяют и записи деяний). Сравнив эти его мнения с символом св. отцев, мы нашли их несогласными с ним и совершенно противными кафолической и апостольской нашей вере, так что не было нужды в оправдании Нестория, который каждый день обвинял самого себя, упорствуя в превратных своих мнениях, совершенно противных кафолической и апостольской нашей вере.

По сей причине мы лишили его священства и права учительства, которое он во зло употреблял, и низложили его законным порядком; Келестина же, боголюбезнейшего и святейшего епископа великого Рима, восхвалили, так как он прежде нашего приговора отринул еретические мнения Нестория и произнес на него осуждение, заботясь о безопасности церквей и благочестивой и спасительной вере, преданной нам св. апостолами и евангелистами и св. отцами, которую тот старался ниспровергнуть превратным учением, распространяя его всюду даже и после своего низложения. Посему умоляем ваше величество, повелите истребить в церквах все его учение, и книги его, какие где найдутся, предать огню, так как он посредством них старается уничтожить благодать Бога, из любви к нам соделавшегося человеком, считая то не человеколюбием, но унижением Божества. Если же кто презрит ваши распоряжения, да устрашится таковой гнева вашего величества. И таким образом апостольская вера, покровительствуемая вашим благочестием, пребудет неизменною, и [273] мы все будем возносить усердные моления о вашей державе, посредством которой и Христос прославляется, и вера укрепляется, и благодать Божия всем человекам возвещается. Для яснейшего и полнейшего уразумения деяний собора прилагаются при сем акты его. И подписались все, поименованные выше, благочестивейшие епископы.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.