|
Ответ епископов, находившихся в Константинополе, на послание собора. Святый собор, по повелению благочестивейших и христолюбивых императоров наших собравшийся в Ефесе и нашедший врага Христова, упорно остающимся в своем проповедуемом нечестии, низложил его, дабы наконец пресечь соблазны для всей вселенной. Как скоро это сделалось известно в Константинополе, все его соучастники, получившие от него церковные права, захотели утаить истину: они сторожили на кораблях и на дорогах, и не позволяли никому из членов святого собора ни входить в Константинополь, ни выходить из него, а входили и выходили только те, кто держал сторону врага Христова. Но никто ничего не может сделать против воли Божией; ибо что такое человек? По устроению Божию, доходит послание, писанное из Ефеса к святым епископам и монахам, посланное с одним нищим, который скрыл его внутри посоха. Сбирая милостыню и нося с собою посох, он таким образом донес и послание. Все монастыри восстали и вместе с своими архимандритами отправились к императорским палатам, при пении антифонов. Между архимандритами был и святый Далмат, сорок восемь лет уже не выходивший из монастыря, но пребывавший внутри его в заключении. Благочестивейший наш император сам приходил к нему, желая посмотреть на него. Хотя и часто в Константинополе бывали землетрясения, и император часто упрашивал Далмата выйти (из монастыря) и совершить общее молебствие, однакож он никогда не склонялся на эту просьбу. Но когда он молился по настоящему случаю, то пришел к нему с неба голос, повелевавший ему выйти; ибо не угодно было Богу, чтобы стадо его погибло в конец. С ними было множество православного народа. Когда они дошли до дворца, то архимандриты, по приглашению императора, вошли туда, и множество монахов и народа остались вне и пели антифоны. Получив должный ответ, архимандриты вышли. Когда все начали требовать, чтобы объявили волю императора, они отвечали: “пойдем в церковь святого мученика Мокия, и там прочитаем послание; там же узнаете и ответ императоров". Наконец, и монахи и народ, все двинулись с места. Улица, по которой они шли, была одна из главных. Они пели уже самый последний псалом, как при конце города вышел им на встречу народ. Монахи пели и держали в руках восковые свечи. Увидев народ, они начали возглашать против врага. [379] Наконец, отправились в храм святого мученика Мокия, и там прочитано было им послание. Народ константинопольский весь единогласно воскликнул “анафема Несторию". Тогда святый Далмат взошел на возвышенное место и сказал: “если хотите слушать, то умолкните и внимайте, и не прерывайте речи, но имейте терпение, чтобы верно понять то, что будет сказано. Послание, которое прочитано сейчас вашему благочестью, читал благочестивейший император и убедился. Когда император приходил ко мне, я сказал ему, что он должен был написать святому собору о том, что ему было сказано, но не было написано. Он послал ко мне, и послание было прочитано. Чтобы не опечалить его, я наперед послал, что следовало, но посланные не показали ему того, а представили ему другие письма. Итак я сказал ему, что было нужно и что следовало, чего однакож теперь повторять пред вашим благочестием не считаю нужным, чтобы вы не сочли меня гордым, или тщеславным ибо сокрушит Бог кости человекоугодников (Псал. 52, 6). Император выслушал, что и как было, возрадовался, возблагодарил Бога и согласился с заключением святого собора, сообразно с императорским его достоинством, последовав при этом не моим словам, но вере своих отцов и дедов. Таким образом, как следовало, он принял, прочитал, убедился и сказал: если так, то пусть прибывшие епископы придут (ко мне). Я сказал: никто не позволяет им придти. Он ответил: никто не запрещает. Я сказал: задержаны, и запрещено им приходить. Я присовокупил еще: его (Нестория) соучастники во множестве приходят и уходят невозбранно, и доносить вашему благочестию о деяниях собора никто не дозволяет. А о другой стороне, т. е. Кирилловой, я самому императору при всех сказал: кого ты хочешь слушать более, — епископов ли, и шесть тысяч человек, или одного человека? шесть тысяч, сказал я, тех, которые находятся под властью святых епископов митрополитов. Это было сказано с тою целью, чтобы святейшим епископам, избранным от святого собора, позволено было придти к императору и донести обо всем, что сделано. Он сказал: хороша твоя речь; потом еще прибавил одно слово и сказал: молитесь за меня. И я уверен, что император последует внушению Бога и святого собора, а отнюдь не развращенным людям. Итак, молитесь за императора и за нас". Народ константинопольский весь единогласно воскликнул “анафема Несторию". |
|