|
Послания православных, в которых обличаются прежде указанные козни отступников (от Церкви) Список с донесения святого собора, посланного им с Палладием магистрианом, в июльские календы, в седьмой день месяца Епифи, 15-го индиктиона. Благочестивейшим и боголюбезнейшим Феодосию и Валентиниану, победителям, торжествующим и августейшим, — Святый собор, собравшийся в ефесской митрополии, по благодати Божией и по изволению вашего величества. Желая утвердить благочестие, ваше величество повелело святому собору произвести тщательнейшее исследование о догматах. Такое исследование мы произвели, следуя при этом древнему преданию отцев, равно как и преданию святых апостолов и евангелистов и 318 отцев, бывших на соборе никейском. Изъяснивши это исследование согласно и единомысленно, мы представили его на усмотрение вашего благочестия в самих записках деяний соборных. В них мы низложили и Нестория, когда открыли, что он мудрствует не православно. Ибо он и в ефесской митрополии не скрывал своего мудрования (поэтому и не нужно других улик), но каждый день провозглашал и пред многими проповедовал учение несогласное с верою. О каждом предмете этого учения в частности мы представили вашему благочестию в записках деяний. Но комит Кандидиан, дорожа дружбою с [376] Несторием более, нежели благочестием, постарался произвести в вас предубеждение, прежде нежели вы, ваше величество, основательно узнали, в чем состоит дело, прежде чем вы получили записки собора и внимательно рассмотрели сделанное. Он постарался внушить вашему благочестию приятное себе и угодное Несторию, прежде чем вы, ваше величество, узнали истину из чтения записок соборных деяний. В них мы не показываем никакой неприязни против Нестория, но излагаем самые догматы благочестия. Сравнив с ними то, что проповедует Несторий и что ясно открывается из его же сочинений, из его писем и разговоров в обществе, мы произнесли приговор пред святым евангелием, которое указывало нам на присутствие владыки всех, Христа. Посему мы просим ваше величество не удостаивать приема никого из тех, кто дружбу с людьми предпочитает благочестию. Мы думаем, что к таким людям принадлежит и боголюбезнейший епископ антиохийский Иоанн, так как он хочет лучше угождать дружбе, нежели заботиться о пользе веры. Не боясь угрозы вашего величества, ни предаваясь ревности по вере, изначала преданной, он отложил святый собор на двадцать один день, после назначенного вашим величеством срока. Мы все, члены святого собора, с любовью содержащие единую веру, должны исследовать то, что относится к благочестию; но мы подозревали, что боголюбезнейший епископ Иоанн держится тех же мыслей, в каких ясно изобличается и знатнейший комит Кандидиан: не все поставляют благочестие выше дружбы людской. И подозрение наше относительно боголюбезнейшего епископа Иоанна не было напрасно. Ибо, по прибытии своем, он объявил себя святому собору мудрствующим согласно с Несторием, из угождения ли дружбе, или по общению с ним в заблуждении относительно известного догмата. Но нам, как мы уже сказали, препятствуют ясно доводить до сведения вашего величества о действиях наших: ибо знатнейший комит Кандидиан не позволяет объявлять о том, что сделано относительно благочестивого учения, и все свое старание употребляет в пользу Нестория; поэтому мы просим ваше величество узнать о ревности святого собора по Боге и вызвать к себе как знатнейшего Кандидиана, так и пять членов святого собора, которые представят вашему благочестью его деяния. Ибо мудрствующие несогласно с правою верою так искусно умеют прикрывать свое заблуждение, что некоторые из святейших епископов, обманувшись в Несторие, присоединились к нему и подписали его деяния. Когда же они точно исследовали его мысли, и узнали, что он не скрывает своих злохулений, то отстали от него, пришли к святому собору, объявили самое злохуление его и вместе с нами произнесли осуждение против помянутого Нестория. [377] После этого на стороне Нестория и благочестивейшего Иоанна, епископа антиохийского, осталось едва 37 человек. Из них большая часть, как мы сказали, пристали к Несторию потому, что были подсудимы и страшились осуждения святого собора, (имена их мы послали также к вашему величеству); одни судились за извращение догматов, как пелагиане и мудрствующие вопреки благочестию; другие низложены были за несколько лет прежде; иные, за другие худые дела, должны были, после уличения, принять наказание от собора, на котором все святейшие епископы, собравшиеся со всей вселенной, мудрствовали совершенно одинаково, потому что и епископ великого Рима присутствовал на соборе и африканские епископы, в лице благочестивейшего архиепископа Кирилла. Согласные с ним в образе своих мыслей и разделенные лишь только местом, они согласились с его и нашим общим приговором. Да и никто из боголюбезнейших епископов не согласился бы с Несторием и достопочтеннейшим епископом Иоанном, если бы Несторий не умел так хитро прикрывать свое нечестие своими умствованиями, и настоящие его сообщники убоялись бы наказания, какое имеет им определить святой собор. А мы так были стеснены, что не могли подробно описать вашему величеству того, что мы потерпели от знатнейшего комита Иринея. Он возмутил весь святый собор и некоторыми беспорядками и нападением со стороны внешней навел такой страх на святейших епископов, что очень многие из нас опасались за самую жизнь. Но мы подробно сообщим вашему величеству, если вашим благочестием дозволено будет то, о чем мы просили. Прибывшие к вам пять членов святого собора уведомят ваше величество о каждом постановлении отдельно. Всех нас, заседавших вместе и произнесших канонический против еретика Нестория приговор низложения, числом более двух сот. Собрались мы со всей вселенной, и весь Запад согласен с нашим приговором. Подписались к этому донесению немногие (хотя присутствуют и согласны все), главным образом потому, что магистриан Палладий весьма спешил и не захотел дожидать неизбежно медленной подписи всех членов. Сущий надо всеми Бог да сохранит в течении многих лет империю вашу, благочестивейшие, победители, августейшие. Флавиан, епископ филиппийский, подписал. Имена отступников следующие: Иоанн, епископ Антиохии сирийской, Макарий, Елладий, Иулиан, Тринквиллин, Александр, Максимин, Диоген, Елладий, Апрингий, Дексиан, Плакон, Геронтий, Александр, Астерий, Феодорит, Антиох, Дорофей, Мелетий, Иоанн, Зевин, Павел, Петр, Музей, Фритила, Иаков, Зевина, Маркеллин, Имерий, Феосевий, Евферий, Анастасий, Василий, Илиад и Максим. Они одни принимают нечестивое учение [378] Нестория, ходят по городу, производя смуты и мятежи, обещают (своим единомышленникам) возведение на священные степени, так что православные жители города, предвидя от этого опасность, удерживают их от таких незаконных действий. |
|