|
Донесение Нестория и единомысленных с ним епископов к императорам о деяниях св. собора, писанное до прибытия в Ефес епископа антиохийского. Быв приглашены вашим благочестием в Ефес, мы прибыли сюда без всякого замедления, и, согласно вашему благочестивому указу, хотели дождаться прибытия боголюбезнейших епископов отовсюду собиравшихся, особенно же святейшего епископа великого града Антиохии с боголюбезнейшими его митрополитами и епископами, также епископов Италии и Сицилии, и таким образом устроить общее и полное заседание, и общим голосом утвердить веру св. отцев никейских. Ибо хотя и много было соборов после никейского, но ни один не дерзал вводить что-либо новое вопреки никейскому и все законоположили, что должно держаться сего собора. Но когда мы узнали, что египетские епископы негодуют на это и думают, что мы хотим воспользоваться этим замедлением для своей выгоды, то положили тотчас идти в собрание, как скоро пригласит нас светлейший комит Кандидиан, для сего именно и присланный сюда вашим благочестием; это самое мы и объявили ему чрез боголюбезнейших епископов. Но когда его светлость узнал, что как святейший епископ антиохийский Иоанн вместе с своими епископами находится близко (об этом донесли ему посланные Иоанном магистриане), так и другие боголюбезнейшие епископы западные находятся в пути, то убеждал всех, чтобы, согласно предписанию вашего благочестивого величества, дожидались прибытия их. Таким образом мы, не желая нарушить предписание вашего благочестия, остались в покое. Но египтяне и азийцы, не помышляя об общей пользе церквей, опуская из виду миротворную и законную цель вашего благочестия, и даже презирая церковные и императорские постановления, уклонились от обычного и согласного исповедания веры, и как бы желая рассечь тело Церкви, одни, сами по себе, составили собрание: дело противное и обычаю Церкви и указу вашего благочестия, недавно изданному. Ибо сим указом вашего благочестия предписывалось изложить единую и согласно всеми исповедуемую веру, изложить на основании писаний евангельских и апостольских и догматов св. отцев. Но выше упомянутые, не принимая во внимание ничего подобного, сделали между собою то, что ваше величество узнает от каждого. Расставив своих воинов на площади, они возмутили весь город, сторожили наши дома, своими нападениями тревожили [270] наши общие собрания и грозили чем-то необычайным. Главным виновником этих смут был епископ Мемнон; он запер для нас св. церкви, св. места мучеников и базилику св. апостола (Иоанна), чтобы мы, в случае гонения, не могли найти в них убежища, им же напротив открыл великую церковь и устроил там места для заседаний, угрожая в то же время всем нам смертью. Итак мы, как пришедшие в Ефес по предписанию вашего христолюбивого величества, совершенно не предвидя таких варварских притеснений, просим, и умоляем и заклинаем ваше благочестие, чтобы вы или приказали охранять нас от всякой обиды и составить законный собор, не допуская в него никого из клириков и монахов, наши ли то будут, или египтяне, и ни одного епископа из тех, которые пришли не званные для возмущения собора, но чтобы из каждой области избраны были двое знакомых с делами мужей и вместе с своими митрополитами допущены были на собор и утвердили веру св. отцев в мире и согласии, — или по крайней мере дозволили нам безопасно возвратиться домой; ибо они угрожают лишить нас даже жизни. Подписались: Несторий, епископ константинопольский. Фритил, епископ Гераклеи фракийской. Елладий, епископ тарский. Дексиан, епископ Селевкии исаврийской. Имерий, епископ никомидийской. Александр, епископ Апамеи — митрополии. Евфирий, епископ тианский. Василий, епископ фессалийский. Максим, епископ Аназарвы. Александр, епископ Иераполя в Евфратисии. Дорофей, епископ Маркианополя в Мизии. |
|