Часть беседы Феодорита, епископа
кирского, в Халкидоне, к послам еретиков и
доброжелателям Нестория.
Христос да будет для нас вождем слова,
от которого и самые слова и мы служители Его
божественных изречений, — Христос, который лежит
на падение и на востание многим и в знамение
пререкаемо (Лук. 2, 34), некогда от нечестивого, а
ныне от духовного израиля, Христос камень
претыкания и соблазна для неверных, но не
посрамляющий верных, камень драгоценный и
основание, по слову Исаии (28, 16). Христос есть
камень, который отвергли зиждущие, и который
сделался во главу угла (Псал. 17, 22). Христос
основание Церкви, Христос есть камень, который
нерукотворенно отторгнут и обратился в великую
гору, и покрыл вселенную, по пророчеству Даниила
(Дан. 2), за которого, с которым и силою которого мы
воинствуем и ради которого мы удалены от
царствующего града, но не исключаемся из царства
небесного; ибо имеем вышний град Иерусалим,
котораго художник и содетель Бог, как сказал
Павел (Евр. 11, 10), Христос, силою которого вы
дерзнули переплыть страшные волны Пропонтиды,
чтобы услышать глас наш, который вы считаете
отражением гласа вашего пастыря. Ибо вы желаете
слышать сладкогласную свирель вашего пастыря,
которого его товарищи умертвили, как они думают.
К ним Бог взывает чрез пророка: пастырие мнози
растлиша виноград мой, оскверниша часть мою,
даша часть желаемую мою в пустыню непроходную
(Иерем. 12, 10). Он говорит об них и чрез другого
пророка: по множеству их, тако согрешиша мне;
славу их в бесчестие положу (Осии 4, 7); говорит
еще чрез другого пророка: горе чада
отступившая, сотвористе совет не мною, и заветы
не Духом моим, приложити грехи ко грехом, вы
совратились с пути и составили несправедливый
совет (Исаии 30). Исаия говорит к ним: руце ваши
осквернены кровию, и персты ваши во [366]
гресех, устне же ваша возглаголаша
беззаконие, и язык ваш не правде поучается
(Исаии 59, 3). Никто же глаголет правды; яко
зачинают труд и раждают беззаконие. Яица
аспидска разбиша, и постав паучинный ткут (4. 5).
Видите обличение злобы и показание гнилости
злобы: яицы аспидов, и паутина пауков: имеющий
злобу имеет нетвердые понятия. Яица аспидов —
образ злобы; паутина паука — доказательство
слабости. И хотяй от яиц их ясти, разбив,
обретает скорлупу. Видел ли слабость злобы? видел
ли оскорбляющую, но не оскорбляющую? видел ли
увенчанным того, на кого нападают? и ядущий яйцо
их, разбивши находит болтун. Болтун есть нечто
бесплодное, т. е. несовершенное. Исаия показывает
нам и образ злобы: и в нем василиск. Достойно
удивления, что в нем василиск и болтун, т. е.
бесплодное. Василиск означает злобу; так как этот
зверь есть злейший из всех пресмыкающихся, то ему
уподобляет детей злобы. Но они и болтун по
причине некрепости злобы, ибо злоба бессильна.
Следует доказательство: постав их (тканье) не
будешь на ризу, ибо неоденутся делами рук своих
(6). Почему? потому что это дела неправды. Покажи
образ неправды. Нозе их на зло текут, т. е.
чтобы сделать какое-нибудь зло, и скоры на
пролитие крови (7). Что же бывает при этом?
медленность и несчастие в путях их. Пути, коими
они проходят, извилисты, и пути мирного они не
познали (8). Поистине рыданий достойно, что таким
образом должны говорить священники против
священников. Но мы говорим не столько потому,
чтобы обвиняли их, сколько для того, чтобы
защитить себя. И потом: поистине ужаснулось при
этом небо и еще более вострепетала земля, говорит
Господь: два бо зла сотвориша людие мои. Мене,
говорит, оставиша источника воды живы, и
ископаша себе кладенцы сокрушенные, иже не
возмогут воды содержати (Иерем. 2, 12. 13). К ним Бог
говорит чрез Иеремию: приидите во островы
Хеттим, и видите, и в Кидар послите, и рассмотрите
прилежно, и видите, аще сотворена быша таковая? аще
премениша языцы боги своя? приидите во
островы Хеттим (Иерем. 2, 10. 11). Вы не хотите,
говорит, слушать моих слов, не принимаете
пророчеств: не принимаете закона; не верите
божественным писаниям. Возьмите в учители детей
языческих; идите к язычникам и узнайте, как они
почитают своих вымышленных богов, которые не
суть боги; идите на остров Хеттим, и видите, и
пошлите в Кидар, и прилежно рассмотрите, делается
ли у них что-нибудь подобное этому? изменили ли
язычники богам своим, которые не суть боги? И
почему говоришь это? потому что народ мой изменил
славу свою, и за то не получит никакой пользы. То
же прилично сказать и об них. Язычники,
почитающие деревья и камни, прославляют их как
бессмертных. А ты, проповедующий, что не должно
почитать их, а [367] только
одного истинного Бога, который постави горы в
мериле, и холми в весе, измери горстию воду, и
небо пядию, и всю землю горстию, постави небо,
яко камару, и содержит круг всея земли, и
живущыя в ней аки пруги (Исаии 40, 12. 22), сего
самого Бога, сотворившего все словом и в одно
мгновение, несуществующее приводящего в бытие и
по своему изволению дающего бытие тем, кого не
было, ты, как бы забывая обо всем этом, делаешь
подверженным страданиям и повелеваешь почитать
Бога страдающего. И язычники, как сказано выше,
небо и солнце называют бесстрастными и звезды
бессмертными, а землю, которую они попирают, не
считают между богами своими. А мы будем считать
страстным невидимого, единородного, не
объемлемого, не обмыслимого? Да не будет этого,
Спаситель и благодетель наш! Мы не будем такими
отступниками веры, столько не знающими твоего
естества, столько неблагодарными к твоим дарам,
чтобы считать страстными нашего Избавителя,
который нас от страстей привел к бесстрастью, и
нам, подверженным страстям, даровал бесстрастие.
Таковое убеждение мы представим от себя Богу,
которому слава во веки. Аминь.
|