Третье прошение еретиков, посланное к
императорам из того же города.
Мы не таких последствий ожидали от
призвания нас сюда вашим благочестием. Мы
призваны были честно, как священники паствы, для
утверждения веры святых отцев; поэтому мы и
пришли, повинуясь тебе, как благочестивому
императору. По прибытии же мы не менее
повиновались и церкви и не презрели вашего
приказания, но с того дня как пришли в Ефес и до
настоящего, мы непрерывно следовали вашим
повелениям. Но наша скромность, по-видимому,
нисколько не послужила нам в пользу, а еще более
повредила нам. Ибо мы, так повинующиеся [362] вам, до настоящего дня были
удерживаемы в Халкидоне, а теперь увольняемся
домой. А те, которые все привели в смятение и весь
мир наполнили возмущением, которые стараются
уничтожить церкви и открыто гонят благочестие,
отправляют священнические должности, собирают
народ в церкви и, по их мнению, имеют власть
управления (т. е. незаконно ими присвоенную),
производят в церкви возмущения, и то, что дано в
пользу бедных, издерживают на своих воинов. Но ты
поставлен императором не над ними только, а и над
нами. Ибо Восток, в котором всегда сияла правая
вера, составляет немалую часть твоей империи, а с
ним и другие провинции и епархии, из которых мы
сюда собрались. Посему ваше величество не должны
пренебрегать верою, которую другие извращают, в
которую крестились вы и наши предки, в которой
заключаются основания Церкви, ради которой
святейшие мученики с радостью претерпели
бесчисленные роды смерти, силою которой вы
победили варваров и ныне ведете войну и
покоряете Африку. Бог будет помощником вам во
всем, если вы будете заботиться о благочестивых
его догматах и не позволите расторгать тело
церкви. А оно расторгнется, если утвердится
мнение, привнесенное в веру Кириллом и
утверждаемое еретиками. Об этом мы часто
свидетельствовали пред Богом и в Ефесе и здесь и
убеждали ваше благочестие, отдавая пред вами
отчет в этом, как пред самим Богом. Ибо он требует
этого от нас, как учат божественные Писания,
пророческие и апостольские. И блаженный Павел
восклицает: завещаю ти пред Богом, оживляющим
всяческая, и Христом Иисусом,
свидетельствовавшим при понтийском Пилате
доброе исповедание (1 Тим. 6, 13). Иезекиилю также
Бог повелел возвестить народу и присовокупил
угрозу говоря: и не возвестиши ему, крови его от
руки твоея взыщу (Иезек. 3, 18). Итак, страшась
этого суда, мы нашли необходимым снова донести
вашему величеству, что те, которым позволено
иметь церкви, учат в церквах тому же, чему учили
Арий, Аполлинарий и Евномий, незаконно, вопреки
правилам, священствуют и погубляют души
приходящих и слушающих их. Но по благодати
Божией, пекущейся о всех людях и желающей спасти
всех, самая большая часть народа остается еще
невредима и заботится об истинном учении. Но за
нее-то мы особенно и скорбим. И опасаясь, чтобы
возникшая зараза мало-помалу не заразила многих,
и зло не сделалось бы всеобщим, мы, уведомляя об
этом вас, просим ваше величество внять нашим
мольбам и не позволять никаких прибавлений к
вере святых отцов никейских. Но, если и после этой
просьбы, произнесенной пред вами, как пред самим
Богом, ваше благочестие не предпримет никакой
меры, то мы отрясем прах от ног и воскликнем с
блаженным Павлом: чисты [363] есмы
от крови вашея (Деян. 18. 6). Ибо с того дня, как мы
пришли на сей знаменитый собор, мы ни днем ни
ночью не перестаем свидетельствовать об этом,
пред императором, властями, воинами,
священниками, народом, чтобы не оставить
преданной нам отцами веры.
|