Второе прошение тех же, отправленное из
Халкидона к августу Феодосию.
Мы несколько раз, и сами лично и чрез
своих посланных, извещали ваше благочестие о том,
что учение правой веры подвергается извращению и
что, по-видимому, хотят разрушить тело Церкви те,
которые попирают всякое церковное установление
и всякий императорский закон, и приводят все в
смятение, чтобы утвердить ересь, вымышленную
Кириллом александрийским. Ибо, когда мы были
призваны вашим благочестием в Ефес, для
разрешения увеличившихся недоумений, и для
утверждения [360] евангельской
и апостольской веры, изложенной святыми отцами,
то те, которые имели частный собор, еще до
собрания всех приглашенных епископов, утвердили
еретические главы, сходные с нечестием Ария,
Евномия и Аполлинария, и одних обманули, других
устрашили, обвиненных в ереси приняли в общение,
а тех, которые не были в общении, принудили
пристать к нему наградой, а иных приклонили на
свою сторону обещанием почестей, которых они
недостойны; и таким образом собрали множество
приверженцев, как бы не зная, что доказательством
истинной веры служит не множество, а истина.
Снова было прочитано послание вашего
благочестия знатнейшим чиновником Кандидианом,
повелевающее, чтобы возникшие недавно споры были
разрешены братски, миролюбиво. Но чтение его в
общем собрании всех благочестивейших епископов
не принесло никакой пользы. Потом прибыл
знаменитый сановник Палладий, принесший другое
послание от вашего благочестия, убеждающее
уничтожить все, что постановлено частным
образом, потом собрать собор и утвердить
истинное учение. Не было исполнено и это
благочестивое повеление ваше теми, которые на
все осмеливаются. Пришел еще знаменитый сановник
Иоанн, бывший тогда государственным казначеем, с
новым посланием, объявляющим, что вы издали уже
три определения о том, что должно уничтожить все
соблазны и утвердить одну веру, изложенную в
Никее и признанную всеми. И этот закон оставлен
без исполнения теми, которые над всем смеются.
Ибо и после прочтения его они не оставили своего
предприятия и продолжают иметь общение с
отлученными и поминают их, как епископов, не
соглашаясь отвергнуть вымышленные ко вреду и
развращению истинной веры главы, хотя мы их часто
призывали к соглашению, имея в готовности
содержание еретических глав. Во всем этом мы
свидетельствуемся благородным надзирателем,
который после третьего и четвертого собрания, не
смея более продолжать этого, в следствие их
противления, призвал нас сюда. Мы пришли
немедленно, не отдыхая во время пути, умоляя ваше
благочестие и именитую консисторию, чтобы
приняли участие в этом состязании о главах, или
отвергли бы их, как чуждые правой вере, оставаясь
при одном изложении веры блаженных отцев
никейских. Но они ничего этого не захотели
сделать, а, пребывая в еретическом раздоре,
позволяли себе посещать церкви и
священнодействовать. Мы между тем столько
времени лишены церкви и в Ефесе и здесь; там и
здесь переносили бесчисленные бедствия, и, если
бы нас побили камнями, мы не потерпели бы столько
от гордых монашеских служителей; но мы приняли
все это за благо, как страдающие за благочестие.
После всего этого вашему величеству угодно было,
чтобы мы и они были созваны, и не повинующиеся
насильно были [361] принуждены
к исследованию догматов. Но когда мы ожидали
этого, ваше величество отправились в город, и тем,
которые обвиняются в ереси и потому или отлучены,
или лишены общения, и подвергнуты церковным
наказаниям, приказали придти в город и
отправлять должности священнослужения и
управления. А нам, предпринявшим такую борьбу за
благочестие, и претерпевшим за правые догматы
всякую опасность, не позволено ни явиться в
город, чтобы продолжать дело исследования веры и
заботиться о правых догматах, ни отправиться
домой; мы остаемся в Халкидоне печальные,
оплакивая церковь, волнуемую ересью. Не получая
никакого ответа, мы нашли необходимым уведомить
настоящим посланием ваше благочестие, как пред
Богом и самим Христом и Св. Духом, что если
кто-нибудь из еретичествующих будет определен в
должность, прежде, нежели будут рассмотрены
правые догматы, то необходимо расстроится все
тело церкви, при общем разногласии клира и
народа. Ибо никто из благочестивых не согласится
принять еретичествующих в общение и погубить
собственное спасение. А если это случится, тогда
ваше благочестие принуждено будет поступить
против своего хотения. Ибо и ересь усилится и
посмеется над ратующими за благочестие, не
терпящими погибели своей души, и останутся с
упорными нечестивые догматы Кирилла, которые они
хотят оправдать. Но многие, заботящиеся о
благочестии, и все мы из восточного округа и в
твоей области из епархий понтийской, азийской,
фракийской, иллирийской, все пославшие к вашему
благочестью сочинение блаженнейшего Амвросия,
отвергающее распространившееся суеверие, не
согласятся принять учение Кирилла. Посему, чтобы
не случилось этого, и ваше величество не
подверглись еще большим беспокойствам, мы молим,
просим, умоляем вас повелеть, чтобы определение в
должности не начиналось прежде, нежели будет
утверждена правая вера, для чего нас и собрало
сюда, любящее Христа, ваше благочестие.
|