Послание Кирилла к некоторым лицам,
принадлежащим к клиру константинопольскому.
Кирилл, архиепископ александрийский,
епископам Комарию и Потамону, и архимандриту
монастырей господину Далматию, и пресвитерам
Тимофею и Евлогию, возлюбленным и вожделеннейшим
и во Христе освященным, желает премного всякого
блага. [267]
Мы ожидали, что достопочтенный
Несторий придет (на собор) и раскается во всех
богохульствах, какие он изрыгал своими устами со
времени своего посвящения, и будет просить
прощения у св. собора, хотя и весьма опасно было
даровать ему прощение, ибо этот человек, своими
проповедями возмутивший всю вселенную и
поколебавший благочестно содержимую в церквах
веру, не заслуживал прощения. Если и тот, кто
осмелился бы произнести хотя одно хульное слово
против благочестивейших и христолюбивейших
наших императоров, по справедливости
подвергается наказанию по законам: то не более ли
подлежит наказанию совершенный нечестивец,
который ниспровергает велию благочестия тайну
и уничтожает строительство, которое совершил для
нас святый и человеколюбивый, единородный Сын
Бога Отца, благоволив соделаться человеком, дабы
всех нас спасти и избавить весь мир от греха и
смерти? Поистине, мы удивились жестокосердию
этого человека. Ибо он не раскаялся и не
восплакал о том, что дерзнул говорить против
величия и достоинства общего нашего Спасителя
Христа; напротив, и по прибытии в Ефес употреблял
те же выражения (о Христе) и тем явно показал, что
нисколько не отступает от превратного своего
мнения. Когда некоторые почтенные митрополиты и
благочестивейшие епископы вступили с ним в
прение и доказывали ему из богодухновенного
Писания, что родившийся по плоти от св. Девы есть
Бог, то он произнес следующие нечестивые слова:
“я не признаю двухмесячного и трехмесячного
Бога". К сему присовокупил и другое немалое,
совершенно ниспровергая воплощение
Единородного.
Временем для св. собора назначен был
боголюбезнейшими нашими императорами праздник
пятидесятницы. Так сказано в первом их послании,
которым они созывали нас. Мы прибыли в Ефес ранее
назначенного срока, ибо неприлично было
оставлять в небрежении предписания государей. Но
и после того, как получили мы известие об
отправлении в путь благочестивейшего и
боголюбезнейшего Иоанна, епископа
антиохийского, мы ждали его еще шестнадцать дней;
между тем весь собор вопиял против сего и
говорил, что он (Иоанн) не хочет присутствовать в
заседаниях, опасаясь, как бы достопочтеннейший
Несторий, взятый из его церкви, не подпал
низложению, каковое дело, быть может, ему самому
причиняло стыд. В последствии опыт ясно доказал
справедливость сей догадки; ибо он медлил своим
прибытием. Между тем некоторые из
благочестивейших восточных епископов, посланные
им наперед, возвестили следующее: господин
епископ Иоанн повелел сказать вашему
благочестью: “делайте свое дело". Итак св.
собор в двадцать восьмой день месяца пауна, как
говорят александрийцы, [268] собравшись
в великой церкви, которая называется Святая
Мария, послал к Несторию благочестивейших
епископов сказать ему, чтобы он явился в собрание
и дал отчет в своем учении и посланиях. Но он на
первый раз дал такой ответ: “посмотрю и увижу".
Затем последовало другое приглашение; еще
посланы были к нему св. собором некоторые
благочестивейшие епископы. Тогда он учинил
поступок, совершенно неуместный, ибо взяв у
светлейшего комита Кандидиана воинов, расставил
их с палками в руках пред своим жилищем, дабы они
не допускали к нему никого. Когда же посланные
святейшие епископы настаивали, говоря, что они
пришли не затем, чтобы говорить или слушать
что-либо обидное, а только пригласить его по
повелению св. собора, то он, обличаемый своею
совестью и не желая идти, прибег к разным
предлогам и извинениям. Мы и в третий раз
приглашали его; еще посланы были к нему епископы
из разных епархий, — и опять он прибег к насилию
воинов, и не хотел идти. Итак св. собор открыл
заседания, и, согласно правилам Церкви, повелел
прочитать его писания и толкования, и нашел их
исполненными хулы. Так как сверх того некоторые
почтенные благочестивейшие епископы и
митрополиты засвидетельствовали, что он в самом
этом городе Ефесе, рассуждая с ними, явно
отвергал божество Иисуса: то собор низложил его и
произнес против него справедливый и законный
приговор. Я счел нужным известить вас о сем, так
как вашему благочестию необходимо и самим знать
это, и другим, кому нужно, сообщить, дабы не увлек
кого или он сам, или его сообщники. Мы имеем и
послание к нему благочестивейшего и
боголюбезнейшего Иоанна, который сильно укоряет
его за то, что он вводит в Церкви новые и
нечестивые догматы и ниспровергает учение,
преданное церквам св. евангелистами и
апостолами. Не имея ничего сказать в защиту
своего нечестия, он в прикрытие своей вины
говорит только: “я просил отсрочки на четыре дня,
пока прибудет епископ антиохийский; но мою
просьбу не уважили" : хотя упомянутый
святейший епископ Иоанн отказался придти. Ибо
если бы он желал присутствовать, то для чего бы
ему извещать нас чрез своих епископов: “если
замедлю, то делайте свое дело"? Но он, как я
сказал, не хотел присутствовать (на соборе), зная,
что св. собор непременно низложит Нестория,
нечестиво и богохульно говорившего о Христе,
общем нашем Спасителе. Так как светлейший комит
Кандидиан, как я узнал, уже отправил донесение, то
будьте бдительны и объясняйте, что деяния собора
о низложении Нестория еще не переписаны, поэтому
мы не могли еще послать должного донесения и к
благочестивейшим и победоносным нашим
государям, но, Бог даст, оно отправлено будет
вместе с деяниями, если [269] только
удастся нам найти человека, который бы мог их
доставить. Если же ми замедлим доставлением их,
знайте, что нам воспрепятствовали послать.
Будьте здоровы.
|