Донесение Иоанна, архиепископа
антиохийского, и бывших с ним, императору,
послание, с сановником Палладием.
Утверждение православной веры,
благочестивейшие императоры, по истине, состоит
в том, чтобы отвергнуть и уничтожить все,
сделанное незаконно и уже отвергнутое
каноническими правилами, и повелеть
собравшемуся собору прежде всего заняться
исследованием догматов. Прочитав с
бесчисленными похвалами ваши недавно дошедшие
до нас повеления, мы блаженною назвали вселенную,
что она находится под таким скипетром и
управляется такою властью. Но как все, повеленное
вами достойно всякого удивления, так необходимо
и нам представить вашему величеству оправдание в
том, что мы, собравшиеся в ефесской митрополии,
подвергли осуждению тех, которые от самого
начала попирали ваши повеления, которые захотели
возобновить и утвердить противное благочестью
учения Ария, Евномия и Аполлинария составленными
и посланными в царственный град Кириллом, бывшим
епископом александрийским, главами, с
анафематствами, наполненными всякого суеверия,
которые, еще не касаясь исследования
божественных догматов, обнаружили вражду и
ненависть, и, не обращая никакого внимания на
ваши определения, осмелились безрассудно
произнести несправедливое осуждение против
престола царствующего над градами града,
Константинополя. Итак, безумие их ясно для всех;
почему и святой собор, движимый чувством
справедливости и ревностью по Богу, и заботясь о
святых церквах, произнес осуждение на тех,
которые сами себя осудили, но не сделал при этом,
как всякий скажет, ничего достойного обвинения и
безрассудного, но заботился более всего о
благочестии, которое подвергалось опасности. И
это да будет справедливейшим защищением, пред
вашим величеством, всего сделанного нами. Ибо мы
не увлекались ни дружбою, ни ненавистью, но имели
в виду только одно то, чтобы спасти благочестивую
веру, колеблемую теми, которые безумно старались
защитить свои сочинения, в поношение и
уничижение того, что исповедал Петр, о чем
богословствовал Иоанн, что проповедал Матфей и
другие евангелисты, чему научил, силою Духа,
Павел, что все православные проповедали, по всей
вселенной, и тем насадили [347] благочестивую
веру. Посему всеми силами молим ваше благочестие
и величество, воспитанное в православном учении,
твердо содержать сию православную веру, защищать
и сохранять ее невредимою, так как в этом
заключается для вас надежда успеха во всех делах.
А мы и прежде были и ныне готовы следовать
повелениям вашего благочестия, не уклоняясь, как
говорит божественное писание, ни на десно, ни на
лево (Втор. 5, 32). Ибо, когда все старание вашего
величества будет направлено к благочестью, то
повинующиеся ему получат похвалу от вас самих и
награду от Бога; а те, которые заботятся о
нововведениях, и возмущением стараются
приобресть мнимую некоторую власть, подобно тем,
кто в хорошее управление ввел тиранию,
подвергнутся поношению, как расстраивающие
добрый порядок и дерзающие нарушать ваши
повеления. Посему, чтобы в соборе опять не
произошло возмущения или шума, ваше
христолюбивое величество должны определить,
чтобы на нем с каким-нибудь митрополитом
присутствовали только двое епископов: ибо и мы,
повинуясь посланию вашего благочестия, привели с
собою столько же, хотя, если бы нуждались во
множестве, могли иметь с собою весьма многих,
превосходно наставленных в божественных
догматах и нисколько не похожих на
невежественную толпу пришедших из Азии и Египта.
А без этого постановления, неизбежно опять
произойдет возмущение; ибо пришло пятьдесят из
Египта, сорок под предводительством Мемнона
тирана из Азии, двенадцать еретиков из Памфилии,
называемых мессалианами, кроме других,
приставших к тому же митрополиту и отлученных в
разных местах, или епископами, или соборами: все
они составляют толпу, не знающую божественных
догматов и способную только производить шум и
возмущение. Посему просим и умоляем ваше
благочестие снова позаботиться и водворить в
соборе мир, обычным благочестивым предписанием.
Мы и ныне думали, что они вразумлены будут
посланием вашего боголюбезного величества, и
после того, как прочитано им было исполненное
всякого благочестия определение, мы отправились
в апостольскую церковь святого евангелиста
Иоанна благодарить Бога за ваше величество и за
ваши благочестивые намерения, но они, увидев нас,
заперли церковь. Когда же мы, помолившись на
площади, возвращались оттуда в молчании, явилось
множество каких-то служителей, которые одних из
наших схватили, у других отняли животных,
некоторых изранили, а нас долго преследовали
палками и камнями, так что мы с великою
поспешностью должны были бежать, как бы
преследуемые варварами. Это заранее было
приготовлено Мемноном, не позволяющим никому из
нас собираться на молитву в каком-нибудь
молитвенном доме, или в мире и с должным порядком [348] рассуждать о церковных делах.
Посему просим ваше благочестие о том, чтобы вы
приказали изгнать из города преимущественно
тирана Мемнона, который уже отлучен за свои
безрассудства и старается привести все в
смятение, чтобы нельзя было с точностью
преследовать его поступков. Ибо, если он не будет
изгнан, то невозможно будет ни нам достигнуть
мира, ни вам привести в исполнение намерение
вашего благочестия.
|