|
Святой собор восточной провинции и прочие с ним собравшиеся из разных провинций и епархий, из Вифинии, Писидии, Каппадокии, Пафлагонии, Европы, Мизии, Родопы, Фессалии, определили следующее. Вызванные по причине недавно возникших церковных несогласий в Ефес теми, кого Бог справедливо призвал царствовать и управлять вселенною, и которые царствуют мудро и благочестиво, мы немедленно пришли в помянутый город. Спустя немало времени, когда, по случаю произведенных Кириллом и Мемноном возмущений, двукратными и троекратными посланиями благочестивейших и христолюбезнейших императоров наших приказано было, чтобы все церкви Божии соединились между собою узами мира, утвердили изложение веры, составленное блаженными отцами в Никее, и уничтожили все возникшие соблазны, [344] мы старались убедить единомысленных с Кириллом египетским и подписавших составленные им еретические главы епископов, чтобы они, сохранив изложение составленное в Никее, осудили эти явно противные православной вере главы, как определено было от христолюбезнейших наших императоров. Но, не в состоянии быв убедить их в этом, по причине их нечестивых предубеждений, мы, следуя правой вере отцев и не дозволяя примешивать к ней ничего чуждого, принуждены были изложить ее письменно и утвердить наше исповедание подписанием. Ибо изложения в сих немногих словах достаточно для полного уразумения благочестия, для указания пути истины и для обличения нечестивого еретического заблуждения. Это изложение веры состоит в следующем. Веруем во единого Бога, Отца вседержителя, творца всего видимого и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Отца, единородного, т. е. от сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через коего сотворено все на небе и на земле, который ради нас людей и ради нашего спасения сошел, воплотился и вочеловечился, пострадал и в третий день воскрес, и восшел на небеса, и воссел одесную Отца, и имеет придти судить живых и мертвых, и в Духа Святого. А тех, которые говорят, что было некогда время, когда Его не было и Его не было прежде, нежели родился, и что Он сотворен из ничего, или из какой либо субстанции, или сущности, или утверждают, что Сын Божий изменяем или прелагаем, анафематствует кафолическая и апостольская церковь. Такова вера, которую изложили отцы сначала против Ария, который богохульствовал и называл Сына Божия тварию, а потом против ереси Савеллия, Фотина, Павла самосатского, Манихея, Валентина, Маркиона, и против всякой ереси, которая восставала в кафолической церкви: их осудили епископы, собравшиеся в Никее, триста и осьмнадцать. В этом исповедании веры желаем оставаться все мы, собравшиеся здесь в Ефесе, и благочестивейшие епископы, живущие в наших провинциях, которые изъявили согласие на все, сделанное нами. Ибо мы следуем правилу Премудрого, который говорит: не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои (Притч. 22, 28). А составленные Кириллом александрийским еретические главы и присоединенные к ним ненужные и безрассудные анафематства, которые он старался утвердить мнением и подписью епископов, святый собор ефесский отвергает и отчуждает от православной веры. Иоанн, епископ восточной Антиохии, соглашаюсь с изложенною святою верою. Подписали также и прочие епископы, которые чрез прилагаемое ниже (Это послание помещено в своем месте, где ему следует быть, по порядку собранных деяний) послание просили епископа Руфа о том, чтобы он помог им. |
|