Беседа Кирилла, епископа
александрийского, сказанная в Ефесе, пред тем,
как он взят был комитом и заключен под стражу.
Блаженный пророк Давид надеющихся на Господа
называет неустрашимыми, говоря: мужайтеся, и да
крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа
(Псал. 30, 5). Ибо как растения в садах, орошаемые
обильными потоками воды, укрепляются, зеленеют и
достигают великой высоты, так и душа человека,
утешениями Святого Духа, возрастает в
благочестии, утверждается в вере и приобретает
несокрушимое терпение, которому удивляется
блаженный Павел преимущественно пред всеми
другими добродетелями, говоря: не точию же, но и
хвалимся во скорбех, ведяще, яко скорбь терпение
соделовает, терпение же искуство, искуство же
упование, упование же не посрамит (Рим. 5, 3). Итак
терпение есть источник всякого блага, путь к
достижению славы и укрепление надежды жизни
вечной. А каким образом оно приобретается, этому
научает нас Писание, которое говорит: чадо, аще
приступаеши работати Господеви Богу, уготови
душу твою во искушение, управи сердце твое, и
потерпи (Сирах. 2, 1. 2). Но, может быть, скажет
кто-нибудь: нет ли другого пути к достижению
жизни, и нельзя ли без труда приобрести блага?
Никак нельзя. Но почему же? Потому, что и весьма
многие святые подвержены напастям и повсюду
преследует их жестокая вражда. Посему-то и сам
Спаситель говорил: в мире скорбни будете: по
дерзайте, яко аз победих мир (Иоан. 16, 33). И так,
как отвсюду многие напасти восстают на святых, то
необходимо мужественно противостоять
искушениям и помнить всегда слова ученика
(Христова): блажен муж, иже претерпит искушение,
зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже
обеща Бог любящим его (Иак. 1, 12). Но я хочу
привести нечто и из древних примеров, чтобы вы [341] узнали цель духовного
мужества. Вавилонские тираны и люди, управлявшие
в этом народе царством, всегда некоторым образом
склонные к жестокости, высокомерию и гордости,
вышли из пределов, назначенных для человеческой
природы, и захотели присвоить себе честь,
подобающую одному Богу. Нечестивый
Навуходоносор воздвиг золотую статую и при звуке
музыкальных инструментов заставлял поклоняться
ей все подвластные ему народы. Они же, привыкшие
служить тварям более, нежели творцу Богу, со всею
готовностью поверглись пред нею и изменили
славу нетленна Бога в подобие образа тленна
человека (Рим. 1, 23). Потом вавилоняне привели и
еврейских отроков Ананию, Азария и Мисаила,
приказывая им поклониться золотой статуе и сей
славный и боголюбезный народ побуждая к тому же
нечестью, в какое впали они сами, к поклонению
золотой статуе; но нисколько не успели в этом.
Побежденные их благочестием, они подвергли их
огненному мучению, а виною их была твердость в
вере, постоянство в благочестии, отвержение
человекослужения и то, что они не хотели признать
того, что оскорбляло божественное существо. Но
когда они были ввержены в огненную пещь, тогда
явилось великое действие неизреченной силы. Ибо
сила стихии изменилась в то, что противно ее
природе, огонь повиновался воле Творца, и пламя
превратилось в прохладную росу. Когда юноши
заметили присутствие небесной помощи, то воспели
в огненной пещи, и божественными песнями
укротили силу пламени. Эта пещь была образом
церкви, которая имеет воспевающих не только
людей, но и ангелов. Подивившись добродетели этих
мужей, похвалив терпение их и благочестие,
посмотрим теперь на то, в каких обстоятельствах
мы находимся. Они жили при варварах тиранах, а мы
под скипетром благочестивой империи, имея
благочестивейших правителей над всеми делами;
почему же нам уступать врагам? Если они и возжгут
пещь козней и возбудят злобный пламень, внося к
нам человекослужение, то мы имеем Бога на небесах
и Ему покланяемся. Ибо Он, Бог по существу,
сделался подобным нам, не отлагая своего
божества, но почтив природу человеческую: Он
может избавить нас. Подражая вере
благочестивейших императоров и полагаясь на их
великую кротость, мы не будем сносить нечестия
противников, и исповедуем, что Иммануил есть Бог
по существу. Исповедуя же и утверждая это, мы
получим великое воздаяние, о котором говорит нам
сам Христос: всяк, иже исповесть мя пред
человеки, исповем его и аз пред Отцем моим, иже на
небесех. А иже отвержется мене пред человеки,
отвергуся его и аз пред Отцем моим, иже на небесех
(Матф. 10, 32. 33). А исповедует Христа тот, кто
называет Его истинным Богом и обличает не
верующих; и отвергается Христа опять тот, кто [342] не признает Его истинным
Богом и преследует исповедующих это. И так их
отвергает, а нас признает своими Спаситель всех,
чрез которого и с которым принадлежит Богу Отцу
со Святым Духом слава и держава во веки. Аминь.
|