Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Беседа Кирилла, епископа александрийского, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу.

Блаженный пророк Давид надеющихся на Господа называет неустрашимыми, говоря: мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа (Псал. 30, 5). Ибо как растения в садах, орошаемые обильными потоками воды, укрепляются, зеленеют и достигают великой высоты, так и душа человека, утешениями Святого Духа, возрастает в благочестии, утверждается в вере и приобретает несокрушимое терпение, которому удивляется блаженный Павел преимущественно пред всеми другими добродетелями, говоря: не точию же, но и хвалимся во скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искуство, искуство же упование, упование же не посрамит (Рим. 5, 3). Итак терпение есть источник всякого блага, путь к достижению славы и укрепление надежды жизни вечной. А каким образом оно приобретается, этому научает нас Писание, которое говорит: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи (Сирах. 2, 1. 2). Но, может быть, скажет кто-нибудь: нет ли другого пути к достижению жизни, и нельзя ли без труда приобрести блага? Никак нельзя. Но почему же? Потому, что и весьма многие святые подвержены напастям и повсюду преследует их жестокая вражда. Посему-то и сам Спаситель говорил: в мире скорбни будете: по дерзайте, яко аз победих мир (Иоан. 16, 33). И так, как отвсюду многие напасти восстают на святых, то необходимо мужественно противостоять искушениям и помнить всегда слова ученика (Христова): блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим его (Иак. 1, 12). Но я хочу привести нечто и из древних примеров, чтобы вы [341] узнали цель духовного мужества. Вавилонские тираны и люди, управлявшие в этом народе царством, всегда некоторым образом склонные к жестокости, высокомерию и гордости, вышли из пределов, назначенных для человеческой природы, и захотели присвоить себе честь, подобающую одному Богу. Нечестивый Навуходоносор воздвиг золотую статую и при звуке музыкальных инструментов заставлял поклоняться ей все подвластные ему народы. Они же, привыкшие служить тварям более, нежели творцу Богу, со всею готовностью поверглись пред нею и изменили славу нетленна Бога в подобие образа тленна человека (Рим. 1, 23). Потом вавилоняне привели и еврейских отроков Ананию, Азария и Мисаила, приказывая им поклониться золотой статуе и сей славный и боголюбезный народ побуждая к тому же нечестью, в какое впали они сами, к поклонению золотой статуе; но нисколько не успели в этом. Побежденные их благочестием, они подвергли их огненному мучению, а виною их была твердость в вере, постоянство в благочестии, отвержение человекослужения и то, что они не хотели признать того, что оскорбляло божественное существо. Но когда они были ввержены в огненную пещь, тогда явилось великое действие неизреченной силы. Ибо сила стихии изменилась в то, что противно ее природе, огонь повиновался воле Творца, и пламя превратилось в прохладную росу. Когда юноши заметили присутствие небесной помощи, то воспели в огненной пещи, и божественными песнями укротили силу пламени. Эта пещь была образом церкви, которая имеет воспевающих не только людей, но и ангелов. Подивившись добродетели этих мужей, похвалив терпение их и благочестие, посмотрим теперь на то, в каких обстоятельствах мы находимся. Они жили при варварах тиранах, а мы под скипетром благочестивой империи, имея благочестивейших правителей над всеми делами; почему же нам уступать врагам? Если они и возжгут пещь козней и возбудят злобный пламень, внося к нам человекослужение, то мы имеем Бога на небесах и Ему покланяемся. Ибо Он, Бог по существу, сделался подобным нам, не отлагая своего божества, но почтив природу человеческую: Он может избавить нас. Подражая вере благочестивейших императоров и полагаясь на их великую кротость, мы не будем сносить нечестия противников, и исповедуем, что Иммануил есть Бог по существу. Исповедуя же и утверждая это, мы получим великое воздаяние, о котором говорит нам сам Христос: всяк, иже исповесть мя пред человеки, исповем его и аз пред Отцем моим, иже на небесех. А иже отвержется мене пред человеки, отвергуся его и аз пред Отцем моим, иже на небесех (Матф. 10, 32. 33). А исповедует Христа тот, кто называет Его истинным Богом и обличает не верующих; и отвергается Христа опять тот, кто [342] не признает Его истинным Богом и преследует исповедующих это. И так их отвергает, а нас признает своими Спаситель всех, чрез которого и с которым принадлежит Богу Отцу со Святым Духом слава и держава во веки. Аминь.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.