Изложение неправого символа.
Те, которые начинают поучаться в
соблюдении церковных догматов, или желают
перейти от какого-нибудь еретического
заблуждения к истине, должны быть научены (так
веровать) и исповедывать: “веруем в единого Бога
Отца вечного, не после (чего-нибудь) начавшего
существовать, но от начала сущего Бога; не после
ставшего Отцем, потому что Он всегда был Богом и
Отцем. Веруем и во единого Сына Божия
единородного, сущего из Отчей сущности, по истине
Сына, той же самой сущности (с Отцем), которого
есть и называется Сыном. И в Духа Святого, из
сущности Отца происходящего, но не Сына, Бога по
существу, как имеющего ту же сущность, какой есть
и Бог Отец, из которого Он получает бытие по
существу; ибо мы, говорит апостол, не духа мира
сею прияхом, но Духа, иже от Бога (I Кор. 2. 12).
Таким образом апостол отделил Его от всей твари и
соединил с Богом, из которого Он имеет бытие по
существу, — особенным образом, а не так, как вся
тварь, которую мы признаем происшедшею от Бога не
по существу, а действием творения. Но не признаем
Его ни Сыном, ни чрез Сына имеющим свое бытие. Мы
исповедуем Отца, совершенного по личности,
подобно и Сына, также и Св. Духа. Мы храним учение
благочестия, признавая Отца, Сына, равно и Св.
Духа не тремя различными сущностями, но единою
сущностью, познаваемою в тождестве Божества. А о
домостроительстве, которое ради нашего спасения
Господь Бог совершил в воплощении Христа
Господа, должно знать, что Господь Бог Слово
воспринял совершенного человека от семени
Авраама и Давида, как свидетельствуют
божественные писания, став то же самое по
природе, чем были те, от семени которых произошел
Он, (восприняв) совершенного человека по природе,
состоящего из разумной души и человеческой
плоти; сего человека, одинакового с нами по
существу, силою Св. Духа образованного в утробе
Девы, происшедшего [328] от
жены, бывшего под законом (Гал. 4, 5), чтобы нас всех,
получивших уже издавна предопределенное
усыновление, искупить от закона рабства, — Он
неизреченно соединил с собою; допустил Его
претерпеть смерть по закону существа
человеческого, воскресил из мертвых, возвел на
небо и посадил одесную Бога. Итак, находясь превыше
всякого начальства, и власти, и господства, и силы
и всякого имени, именуемого не точию в веке сем,
но и в грядущем (Ефес. 1, 21), Он принимает
поклонение от всей твари, как имеющий
неразлучный союз с божественною природою, так
что Ему, как Богу, совершает поклонение вся тварь.
Мы не говорим: два Сына и два Господа; потому что
один есть Сын по существу — Бог Слово,
единородный Сын Отца, с которым (Сыном) этот
соединенный и причастный божеству имеет общение
в имени и чести Сына, Бог Слово есть по существу
Господь, с которым этот соединенный имеет
общение чести, и поэтому мы не говорим: два сына и
два господа: ибо единый воспринятый ради нашего
спасения, как нераздельно соединенный с Господом
и Сыном по существу, сочествуется именем и славою
Сына и Господа, не так, как каждый из нас есть сын
Божий. Поэтому, хотя и мы многие называемся
сынами по блаженному Павлу (Гал. 3, 16), но единый,
имеющий это преимущество по своему единению с
Богом Словом и соучаствующий в сыновстве и
господстве, исключает всякую мысль о двойстве
сынов и господов: в этом единении с Богом Словом
мы имеем всю веру в Него, всякую мысль и
созерцание о Нем: и по причине этого (единения) он
приемлет от всей твари поклонение, приличное
Богу.
Итак мы говорим: один Сын и Господь наш
Иисус Христос, чрез которого все получило бытие;
впрочем, прежде и преимущественно представляем в
уме Бога Слово, по существу Сына Божия и Господа,
представляя вместе и воспринятое, — т. е. Иисуса
из Назарета, которого Бог помазал Духом и силою,
как причастника усыновления и господства в
соединении с Богом Сыном. Он называется еще, по
учению блаженного Павла, вторым Адамом (1 Кор. 15, 45
сн. ст. 22), как имеющий одну и туже природу с Адамом
и показавший нам будущее состояние. И между тем и
другим (Адамом) существует такое же различие,
какое между тем, который приготовил нам
неизреченные блага в будущем состоянии, и тем,
который положил начало настоящих зол. Он назван
вторым Адамом, как показавший второе состояние;
как Адам, в котором мы получили подобие
(греховного состояния) есть виновник первого
состояния, смертного, исполненного страданий, и
многих зол: так второе состояние показал нам
Христос Господь, который, некогда явившись с
неба, всех нас вознесет в свое общение. Ибо первый
[329] человек от земли
перстен, вторый человек Господь с небеси (там
же ст. 47), т. е. оттуда имеющий явиться, чтобы
привести всех в подобие Ему; поэтому (апостол) и
присоединяет: яков перстный, такови и перстнии:
и яков небесный, таковы и небеснии: и якоже
облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во
образ небесного (ст. 48). И в этом, имеющем
явиться и быть видимом всеми, которые будут
судимы, совершит суд невидимое Божественное
естество. Лета убо неведения презирая Бог, ныне
повелевает человеком всем всюду покаятися: зане
уставил есть день, в онже хощет судити вселенней
в правде, о муже, егоже предъустави, веру подая
всем, воскресив его от мертвых (Деян. 17, 30-31).
Таково учение церковных догматов, и всяк
мыслящий противно этому, да будет анафема. Всяк,
не принимающий спасительное покаяние, да будет
анафема. Всяк, не празднующий святой день пасхи
по законоположению святой кафолической Церкви,
да будет анафема.
|