Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Беседа Кирилла, архиепископа александрийского, против отступника Иоанна антиохийского.

Из божественных писаний мы знаем сущность любви к Богу: сам Спаситель научил нас (этому) говоря: аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга мой будет (Иоан. 12, 26). Итак, нам должно всегда быть со Спасителем всех нас Христом, с любовью последовать Ему и никак не отлучаться от Него. Мы исполним это, если будем стоять за его (дело). Это и исполнил тот славный и великий чин иереев, о котором весьма справедливо некто сказал пророческим голосом: тамо елени сретошася, и увидеша лица друг друга. Числом преидоша, и един от них не, погибе, друг друга не взыска, яко Господь заповеда им, и Дух Его собра я (Исаии 34, 15. 16). Ибо не для обыкновенного или земного какого-нибудь дела совершилось здесь стечение духовных еленей, но потому, что здесь, как в прекрасном и цветущем саду, т. е. в Церкви нашего Спасителя, явился страшный и свирепый змий, не с одною, а со многими головами на одном теле. Настоящее спасительное и необходимое собрание духовных еленей составилось для того, чтобы освободить Владычное поле от злобы ядовитых (животных). Итак их (духовных еленей) собрал Дух Божий и Господь повелел им; — что повелел? Идеже есмь Аз, ту и слуга мой будет (Иоан. 12, 26). Итак (к тебе, гордо поднимающему на всех свои брови, и пришедшему из восточных стран, обращается моя речь), если все мы — служители Христа Спасителя всех, если нам вверено служение Его проповеди, то для чего не все являемся Его служителями, помышляя вместе с ним о том, что касается Его (веры)? Ты видишь: многоглавый змий поднял свою нечестивую и преступную голову, изрыгая яд своего нечестия на сынов Церкви; я выхожу против него, обнажив меч духовный; я сражаюсь за Христа с зверем. Для чего и ты не подвизаешься вместе с [323] тем, кто хочет доблестно подвизаться? для чего и ты не стал подле? Пусть он падет от руки всех! Будем считать эту борьбу общею, чтобы победив, вместе возблагодарить Спасителя, говоря: ты смирил еси яко язвена, гордаго (Псал. 88, 11), ты сокрушил главу змиеву (Псал. 73, 14). Но мы, истинные священники Спасителя и строители Его таин, считаем злейшими врагами тех, кто хулит Его славу, а ты не так. Почему? потому, как самые дела обличают, — что ты поступаешь неправо. Ты видишь, что мы, как подвизающиеся на войне, покрыты пылью, облиты потом от битвы, нуждаемся в духовном мужестве и утешении даже и тогда, когда уже близки к победе; но ты, считающийся в числе братии и исповедующий Христа своим Господом, вместо того, чтобы надеть вместе с нами оружие, поднимаешь его против догматов истины? О неожиданное дело! Ты не пришел на брань, ты не помог борющимся; своим замедлением ты опустил время битвы; ты стоял вдали, смотря на мужественно сражающихся; ты видел падение врага, видел, как обессилен и наказан был его хульный язык, и после всего этого ты сожалел, — скажи мне, — о чем? О том, что Христос победил? что Он одолел противников? что онемели уста велеречивого? что прекратилась болезнь, свирепствовавшая между чадами Церкви? Не лучше ли было бы тебе мужественно стоять с нами и говорить то, что произнесено устами Давида: не ненавидящые ли тя Господи возненавидех, и о вразех твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Псал. 138, 21). Но о тебе вовсе нельзя сказать ничего подобного: ты бросаешь копье в победителей со стороны противников и усиливаешься ранить стрелами ненависти тех, которым ты скорее должен бы удивляться. Но хотя ты и жестоко нападаешь, мы без всякого страха говорим: стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их (Псал. 63, 8). Хотя ты, вооружившись чуждым оружием, умышлял неприязненно восстать против собора Господня, — но оружия нашего воинства не плотская, но сильна Богом (2 Кор. 10, 4), как написано, и силна на раззорение твердем (там же). Ты найдешь, что воины Христовы гораздо сильнее твоих союзников. Они имеют щит веры и оружие благоволения, — то есть Христа; они имеют броню правды, шлем спасения, меч духовный (Ефес. 6, 14-17); поэтому, хотя ты и восстаешь дерзко и грозно и, подобно тщеславному Голиафу, гордо выступаешь с варварскими угрозами, — но Христос победит,— победит чрез своих воинов. Как победил Давид? Имея пять камней в (пастушеской) суме. А камни были гладкие (1 Цар. 17, 40) и это — во образ Христа. Ибо что такое Христова сума? Церковь на земле, имеющая многие драгоценные и отборные камни, о которых пророк говорит: зане камение свято валяется на земли его (Захар. 9, 19). Этими драгоценными камнями и победит [324] Христос. Камни, как я сказал, были гладкие, а гладкость камней намекает на нечто такое, чего нельзя захватить; гладкое всегда некоторым образом неудержимо: так точно и поступки святых мужей всегда безукоризненны (Здесь в подлиннике непереводимая игра слов: гладкие камни называются AlhptoV . Это слово означает нечто такое, чего нельзя удержать, ухватить; поведение св. мужей св. Кирилл называет AnepilhptoV — таким, к которому невозможно привязаться, которое безукоризненно). Итак Христос победит, и хотя бы ты сильно ранил (воинов Христовых), — все же победит. Хотя ты и нанес вред хитростью, — однакож против воли ты увенчал (потерпевших от тебя). Ибо нам даровано Христом не только веровать в Него, но и страдать за Него. Веруяй же в он не будет осужден, а неверуяй уже осужден есть (Иоан. 3. 18). Ему принадлежит слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.