Беседа Кирилла, архиепископа
александрийского, против отступника Иоанна
антиохийского.
Из божественных писаний мы знаем
сущность любви к Богу: сам Спаситель научил нас
(этому) говоря: аще кто Мне служит, Мне да
последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга мой
будет (Иоан. 12, 26). Итак, нам должно всегда быть
со Спасителем всех нас Христом, с любовью
последовать Ему и никак не отлучаться от Него. Мы
исполним это, если будем стоять за его (дело). Это
и исполнил тот славный и великий чин иереев, о
котором весьма справедливо некто сказал
пророческим голосом: тамо елени сретошася, и
увидеша лица друг друга. Числом преидоша, и един
от них не, погибе, друг друга не взыска, яко
Господь заповеда им, и Дух Его собра я (Исаии 34,
15. 16). Ибо не для обыкновенного или земного
какого-нибудь дела совершилось здесь стечение
духовных еленей, но потому, что здесь, как в
прекрасном и цветущем саду, т. е. в Церкви нашего
Спасителя, явился страшный и свирепый змий, не с
одною, а со многими головами на одном теле.
Настоящее спасительное и необходимое собрание
духовных еленей составилось для того, чтобы
освободить Владычное поле от злобы ядовитых
(животных). Итак их (духовных еленей) собрал Дух
Божий и Господь повелел им; — что повелел? Идеже
есмь Аз, ту и слуга мой будет (Иоан. 12, 26). Итак (к
тебе, гордо поднимающему на всех свои брови, и
пришедшему из восточных стран, обращается моя
речь), если все мы — служители Христа Спасителя
всех, если нам вверено служение Его проповеди, то
для чего не все являемся Его служителями,
помышляя вместе с ним о том, что касается Его
(веры)? Ты видишь: многоглавый змий поднял свою
нечестивую и преступную голову, изрыгая яд
своего нечестия на сынов Церкви; я выхожу против
него, обнажив меч духовный; я сражаюсь за Христа с
зверем. Для чего и ты не подвизаешься вместе с [323] тем, кто хочет доблестно
подвизаться? для чего и ты не стал подле? Пусть он
падет от руки всех! Будем считать эту борьбу
общею, чтобы победив, вместе возблагодарить
Спасителя, говоря: ты смирил еси яко язвена,
гордаго (Псал. 88, 11), ты сокрушил главу змиеву (Псал.
73, 14). Но мы, истинные священники Спасителя и
строители Его таин, считаем злейшими врагами тех,
кто хулит Его славу, а ты не так. Почему? потому,
как самые дела обличают, — что ты поступаешь
неправо. Ты видишь, что мы, как подвизающиеся на
войне, покрыты пылью, облиты потом от битвы,
нуждаемся в духовном мужестве и утешении даже и
тогда, когда уже близки к победе; но ты,
считающийся в числе братии и исповедующий Христа
своим Господом, вместо того, чтобы надеть вместе
с нами оружие, поднимаешь его против догматов
истины? О неожиданное дело! Ты не пришел на брань,
ты не помог борющимся; своим замедлением ты
опустил время битвы; ты стоял вдали, смотря на
мужественно сражающихся; ты видел падение врага,
видел, как обессилен и наказан был его хульный
язык, и после всего этого ты сожалел, — скажи мне,
— о чем? О том, что Христос победил? что Он одолел
противников? что онемели уста велеречивого? что
прекратилась болезнь, свирепствовавшая между
чадами Церкви? Не лучше ли было бы тебе
мужественно стоять с нами и говорить то, что
произнесено устами Давида: не ненавидящые ли тя
Господи возненавидех, и о вразех твоих истаях? Совершенною
ненавистию возненавидех я: во враги быша ми
(Псал. 138, 21). Но о тебе вовсе нельзя сказать ничего
подобного: ты бросаешь копье в победителей со
стороны противников и усиливаешься ранить
стрелами ненависти тех, которым ты скорее должен
бы удивляться. Но хотя ты и жестоко нападаешь, мы
без всякого страха говорим: стрелы младенец
быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их (Псал.
63, 8). Хотя ты, вооружившись чуждым оружием,
умышлял неприязненно восстать против собора
Господня, — но оружия нашего воинства не
плотская, но сильна Богом (2 Кор. 10, 4), как
написано, и силна на раззорение твердем (там
же). Ты найдешь, что воины Христовы гораздо
сильнее твоих союзников. Они имеют щит веры и
оружие благоволения, — то есть Христа; они имеют
броню правды, шлем спасения, меч духовный (Ефес. 6,
14-17); поэтому, хотя ты и восстаешь дерзко и грозно
и, подобно тщеславному Голиафу, гордо выступаешь
с варварскими угрозами, — но Христос победит,—
победит чрез своих воинов. Как победил Давид?
Имея пять камней в (пастушеской) суме. А камни
были гладкие (1 Цар. 17, 40) и это — во образ Христа.
Ибо что такое Христова сума? Церковь на земле,
имеющая многие драгоценные и отборные камни, о
которых пророк говорит: зане камение свято
валяется на земли его (Захар. 9, 19). Этими
драгоценными камнями и победит [324] Христос.
Камни, как я сказал, были гладкие, а гладкость
камней намекает на нечто такое, чего нельзя
захватить; гладкое всегда некоторым образом
неудержимо: так точно и поступки святых мужей
всегда безукоризненны (Здесь в
подлиннике непереводимая игра слов: гладкие
камни называются AlhptoV . Это слово означает нечто такое,
чего нельзя удержать, ухватить; поведение св.
мужей св. Кирилл называет AnepilhptoV —
таким, к которому невозможно привязаться,
которое безукоризненно). Итак Христос
победит, и хотя бы ты сильно ранил (воинов
Христовых), — все же победит. Хотя ты и нанес вред
хитростью, — однакож против воли ты увенчал
(потерпевших от тебя). Ибо нам даровано Христом не
только веровать в Него, но и страдать за Него. Веруяй
же в он не будет осужден, а неверуяй уже осужден
есть (Иоан. 3. 18). Ему принадлежит слава, держава,
честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
|