Того же папы Келестина послание к
Кириллу, епископу александрийскому.
Келестин епископ Кириллу, епископу
александрийскому.
Я чувствую, что (надо мною) исполнилось
изречение премудрого Соломона (Притч. 25, 26). Как
жаждущий принимает холодную воду, так я получил
весть из земли далекой в послании твоей любви,
которое соединяет нас взаимным обменом мыслей.
Безбоязненно можно ожидать спокойствия церквей
и кафолической веры, когда видим что за нее так
подвизаются христианнейшие государи. Не
бесплодна, особенно в делах божественных,
царская забота, которая зависит от Бога,
держащего сердца царей (Прит. 25, 1). Итак, кратко
отвечаем твоей святости. Ты спрашиваешь, должен
ли св. собор принять человека, если он осуждает
то, чему сам учил прежде, или,— так как [299] прошло время отсрочки, суд,
прежде произнесенный над ним, должен ли
оставаться во всей силе? Об этом оба мы, по общему
согласию, вопросим общего нам Господа. Не
отвечает ли Он нам чрез пророка, что Он не хощет
смерти (грешника) умирающего (Иезек. 18, 32), и чрез
апостола Павла, что Он хощет всякому человеку
спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4)?
Наконец не неприятно Богу поспешное исправление
в ком бы то ни было. Твоей святости, вместе с
досточтимым собранием братий, предлежит
уничтожить возникшие в Церкви смятения, так
чтобы мы узнали, что дело, при помощи Божией,
окончилось желанным исправлением. Мы не говорим,
что не присутствуем на (вашем) собрании: потому
что мы не можем быть разлучены с теми, с которыми,
где бы кто ни находился, соединяет нас одна и та
же вера. Я не хочу быть видим в том теле
пришествие которого апостол именует немощным
(2 Кор. 10, 10). Мы присутствуем там, помышляем обо
всем, что там совершается: духовно совершаем то,
чего не совершаем видимо и телесно Я забочусь о
вселенском мире, забочусь о спасении
погибающего, если только он захочет сознаться в
своей болезни. Мы говорим это для того, чтобы
кому-нибудь не показалось, будто мы не готовы
помочь желающему исправиться. Но если он и тогда,
как мы ждем, да сотворит гроздие, продолжает
произращать терние (Исаии 5, 2), то пусть
исполнится над ним весь суд, как требуют
состоявшиеся пред сим постановления. Пусть он
соберет, что посеял на дьявольской борозде,
погибая не от нашего изволения, но от собственной
вины. Пусть он увидит, что ноги наши не скоры на
пролитие крови (Исаии 59, 7), когда, узнает, что ему
предложено даже врачевство. А тем, которых твое
братство признает подозрительными в рассуждении
кафолической веры,— если они письменно
высказали (свои мнения),— нам необходимо дать
ответ, по свойству предметов: в этом деле никто не
уклонится (от суда), потому что оно будет
рассматриваемо со всею внимательностью. — Дано в
ноны мая, в консульство Басса и Антиоха.
|