|
Деяния отступнического сборища (Епископы, собравшиеся в Ефес на собор, долго ожидали прибытия Иоанна митрополита антиохийского с окружными епископами; но как медлил по неизвестным причинам, то Кирилл александрийский, чтобы не терять времени, открыл собор и низложил на нем Нестория. Узнав об этом и недовольный тем, что собор состоялся без него, Иоанн антиохийский, немедленно по прибытии в Ефес, составил из своих епископов свой особый собор и объявил собор Кирилла незаконным. Деяние этого собора Иоаннова теперь излагается) Записка о деяниях восточных епископов, в которых они низлагают святейших Кирилла и Мемнона и отлучают от общения всех, присутствовавших на святом соборе. Когда святейший и боголюбезнейший Иоанн, епископ Антиохии, митрополии восточного округа, находился в своем местопребывании и при нем был святый собор: светлейший и славнейший Кандидиан, придворный сановник, сказал: я желал в присутствии твоего благочестия и по собрании воедино всего собора предложить грамоты наших владык и благочестивейших императоров, дабы по собрании всего собора, как я сказал, исполнено было то, что ими требуется. Но за пять дней пред сим досточтимейший епископ Кирилл и Мемнон, епископ сего города, и находящиеся при них достопочтеннейшие епископы собрались во святой церкви, хотя я воспрещал им делать между собою собрания вопреки распоряжению наших владык и благочестивейших императоров, и убеждал их дождаться прибытия всех нас. Но они требовали, чтобы я прочитал им высочайшую грамоту. Когда же я отказывался сделать это по причине отсутствия твоей святости и потому, что не прибыли на собор многие и другие епископы и митрополиты, они вынудили меня к тому, сказав, что им неизвестно, что пишут наши владыки. По этой причине, и дабы не подать повода к смятению, я вынужденным нашелся прочитать им, в присутствии всего собрания, грамоту. Впрочем, и находясь (в их собрании) и выходя из него, я увещевал их не делать ничего опрометчивого, как это известно и многим святейшим епископам, которые вместе со мною вошли к ним. Но они, не обратив на это никакого внимания, сделали то, что было угодно им. Боголюбезнейший епископ Иоанн сказал: желательно (нам) выслушать благочестивое писание (императоров); ибо о делах нужно судить не предположительно, а стремиться к самой истине и узнать благочестивую цель боголюбезнейших наших владык, которые прилагают всякое старание о церквах Христовых и ничего не ставят выше сего. Теперь пусть ваша светлость [283] поведает нам, что было у них после того, как прочитана была им эта боголюбезнейшая грамота. Светлейший комит Кандидиан сказал: когда прочитана была грамота, последовало всеобщее рукоплескание, так что я подумал было, что в точности исполнено будет все, предписанное благочестивейшими нашими императорами, — и возрадовался. Когда же после сего стал я убеждать, чтобы все покорились требованиям грамоты, никто не хотел меня выслушать; напротив, как досточтимейших епископов, посланных святейшим епископом Несторием, и тех, которые были с ними, изгнали они с бесчестием, так и меня, когда я с большею настойчивостью стал убеждать их, выгнали из своего собрания, на том основании, что я не имел права участвовать в их постановлениях. Они даже не дозволили прочитать увещание, посланное к ним благочестивейшими епископами, как известно это святейшим епископам, бывшим со мною, которые могут засвидетельствовать и о том, что сделано было мною в это время. Обо всем этом мы дали знать владыкам вселенной, объяснив, что мы дожидаем прибытия твоей святости и святейших епископов, находящихся при тебе. Боголюбезнейший архиепископ Иоанн сказал: пусть и нам прочитана будет благочестивая грамота. И когда святейшие епископы встали с своих мест, светлейший комит Кандидиан прочитал. — После сего благочестивейшие епископы вознесли молитвы о благочестивой их (императоров) державе; за тем боголюбезнейший архиепископ Иоанн сказал: ясность благочестивой этой грамоты достаточна была для того, чтобы внушить им всякую благопристойность, хотя бы они и не принадлежали к священному чину. Но если по прочтении грамоты, как сказано вашею светлостью, все исполнилось смятения, и они причинили оскорбление как боголюбезнейшим епископам, так и твоей светлости: то мы, выслушав, грамоту с подобающим благоприличием и покорностью, изъявляем готовность исполнить предначертания боголюбезнейших наших императоров, если Бог поможет. Но прошу твою светлость поведать нам, не было ли еще чего сделано ими. Светлейший комит Кандидиан сказал: так как святость твоя желает знать все точно и в порядке, справедливым нахожу сказать тебе и о прочем. На следующий день, когда мне совершенно неизвестно было, что у них происходило, вдруг услышал я, что святейший епископ Несторий низложен ими; грамота о низложении его была выставлена публично, я сорвал ее, прочитал и отослал к благочестивейшим нашим императорам. Спустя немного я услышал, что даже публичные глашатаи ходят по площади и торжественно возвещают о низложении упомянутого [284] святейшего епископа Нестория. Узнав об этом, я послал к ним запрещение — предпринимать чтобы то ни было сверх того, что предписано благочестивейшими наши императорами, и святейшим нашим епископам, которые не присутствовали в их собрании, внушил, чтобы они дожидались прибытия вашей святости. Боголюбезнейший архиепископ Иоанн сказал: как они пришли к тому, чтобы осудить сего мужа? исследовали ли (его дело), как требуют того каноны, церковные постановления и императорская грамота, в общем присутствии? спрашивали ли его обо всем, относящемся к сему делу, выслушивали ли ответы, и (таким образом) имели ли они доказательства, или без всяких улик осудили они его? Светлейший комит Кандидиан сказал: всем присутствующим здесь благочестивейшим епископам известно, что они без всякого суда и исследования сделали постановление. Боголюбезнейший архиепископ Иоанн сказал: это как нельзя более сообразно с тем, как они и с нами поступили. Ибо им следовало бы по-братски приветствовать нас, только что окончивших продолжительное путешествие, дружелюбно принять покрытых еще пылью, утешить и ободрить нас братским расположением; но они тотчас приступили к нам с угрозами и страхованием и явно показали обычную в них неблагопристойность. Но соприсутствующий мне святый собор не внял их внушениям. Итак пусть сей святый собор учинит подобающее постановление о этих людях, которые так беззаконно и насильственно привели все в смятение. После сего, то есть, когда светлейший Кандидиан, придворный сановник, вышел, и благочестивая грамота была прочитана, и вышесказанная беседа прекратилась, боголюбезнейший архиепископ Иоанн сказал: ваше боголюбие выслушали благочестивую грамоту боголюбезнейших наших императоров и повествование светлейшего комита Кандидиана, и знаете теперь цель благочестивейших императоров, (знаете), каким образом они, прилагая всякое попечение о мире церковном, о здравой и неизменной вере и апостольских догматах, созвали сюда святый собор, как, достойно своего боголюбивого величества, повелели, чтобы, после того, как соберутся все (епископы) вместе, предметы, подлежащие исследованию, были обсужены и решены братски и с подобающим иереям благоприличием, посредством предложений и решений, вопрошаний и ответов, бес всякого смятения и возмущения, так чтобы никакой другой вопрос, ни уголовный, ни гражданский, не был обсуживаем прежде, чем тщательно будет утверждена благочестивая вера, изложенная святыми и блаженными отцами, сошедшимися в вифинской Никее. Итак, что же ваше благочестие признает нужным постановить относительно тех, [285] которые таким недостойным образом презрели благочестивую грамоту? Святый собор сказал: очевидно, что Кирилл, досточтимейший епископ церкви александрийской, и Мемнон, досточтимейший епископ церкви сего града, который во всем содействовал Кириллу, как подлинно известно это нам, прибывшим сюда прежде твоей святости, и, можно сказать, своими глазами видевшим все, что он дерзнул сделать (—он запер святые церкви, святые места мучеников, также святую гробницу апостола, не дозволив даже боголюбезнейшим епископам совершить святую пятидесятницу; он, собрав множество поселян, привел город в смятение, посылал своих клириков в дома боголюбезнейших епископов и угрожал им самыми худшими последствиями, если они не присоединятся к беспорядочному их собранию), по внушению своей злой совести все возмутили и привели в смятение, внесли смуты в церковные дела, презрели благочестивую грамоту и нарушили церковные постановления с тою целью, чтобы не было подвержено исследованию их еретическое злоучение, которое мы нашли в главах, недавно отосланных достопочтеннейшим епископом Кириллом в царственный город, в каковых главах весьма многое сходственно с нечестием Ария, Аполлинария и Евномия. Посему необходимо твоей святости и всем нам всеми силами ратовать за благочестие, дабы кто-нибудь не увлекся еретическими главами боголюбезнейшего епископа Кирилла и дабы не нарушена была вера святых отцев; (необходимо также), чтобы виновники еретического мудрования и бывшего нестроения, которого нельзя и словом изобразить, подвержены были наказанию, достойному их преступления, а прочие достопочтеннейшие епископы, которых они хитростью и обманом привлекли к себе и обольстили, понесли церковную епитимию. Боголюбезнейший епископ Иоанн сказал: не хотелось бы мне отсекать от тела Церкви никого из определенных на священнослужение Богу. Но как ради здравия всего тела необходимость вынуждает иногда отсекать некоторые члены, зараженные неизлечимою болезнью, — как Кирилл и Мемнон были главными виновниками совершившегося беззакония, подали повод к нарушению церковных постановлений и благочестивых предписаний благочестивейших наших императоров и в сказанных главах обнаружили еретическое мудрование: то справедливость требует низложить их, а прочих, вовлеченных в их заблуждение, отлучить от общения, пока они, сознав свой проступок, не произнесут анафему на еретические главы Кирилла и не дадут обещания неуклонно пребывать в вере, изложенной святыми отцами, собравшимися некогда в Никее, ничего не прибавляя к ней противного или чуждого благочестью, — и пока не [286] присоединятся к нам, согласно требованию благочестивой грамоты благочестивейших наших императоров, и, сделав вместе с нами по-братски исследование о спорных вопросах, не утвердят благочестивой веры. Святый собор сказал: твоя святость изрекла справедливый и законный приговор. Итак, пусть в общей грамоте, за подписью всех нас, Кирилл и Мемнон приговорены будут к низложению, а прочие к отлучению. Боголюбезнейший архиепископ Иоанн сказал: да будет исполнен общий приговор. Иоанн епископ антиохийский провозгласил. |
|