Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Его же (беседа) против Нестория (говоренная после того), как семь присоединились к святой Марии.

(Т. е. когда семь епископов, благоприятствовавших прежде Несторию, оставив его, перешли к православным, которые обыкновенно собирались в храме, называвшемся святая Мария, или Богородица Мария)

Вижу светлый собор всех святых, поспешно сошедшихся по призыву святой Богородицы и приснодевы Марии. Посему, хотя я был в великой печали, но это присутствие святых отцев изменило печаль мою на радость. Ныне исполнилось над нами сладостное изречение песнописца Давида: се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Псал. 13, 1). Итак благословляем тебя, святая таинственная Троица, созвавшая всех нас в этот храм Богородицы Марии. Благословляем тебя, Богородице Марие, досточтимое сокровище всего мира, неугасимый светильник, венец девства, скипетр православия, храм неразрушимый, вместилище Невместимого, матерь и дева; чрез тебя благословенным именуется во святых евангелиях грядущий во имя Господне. Благословляем тебя, вместившая Невместимого во святой девственной утробе; чрез тебя Троица святая почитается и прославляется, чрез тебя крест честный чтится и покланяется во всей вселенной, чрез тебя небо торжествует, ангелы и архангелы радуются, демоны расточаются, чрез тебя искуситель диавол ниспал с неба, чрез тебя падшая тварь возводится на небо, тобою вся тварь, подвергшаяся идолослужению, приводится к познанию истины, тобою святое крещение сообщается верующим, тобою елей радования, тобою по всей вселенной утверждены Церкви, тобою язычники приводятся к покаянию. Но что говорить многое? Тобою воссиял Единородный Сын Божий, свет седящим во тьме и сени смертной, тобою пророки пророчествовали, тобою апостолы проповедовали спасение язычникам, тобою мертвые восстают, тобою цари царствуют, силою святые Троицы. Но кто из людей мог бы по достоинству восхвалить прехвальную Марию? Утроба девственная. Чудное дело! Чудо сие приводит меня в изумление. Кто когда-либо слышал, чтобы строителю, создавшему собственный дом, воспрещено было обитать в нем? Кто подлежит [280] нареканию за то, что собственную рабу возвел в достоинство матери? И вот все радуется: море, узнав своих сорабов покорилось, и переход святых умирил яростные бушующие волны. Ибо вспомнила непокорная раба глас Спасителя, глаголющего: молчи, престани (Марка 4, 39). Землю, опустошаемую некогда разбойниками, путь (святых) отцов также умиротворил. Ибо коль красны ноги благовествующих мир (Рим. 10, 15). Какой мир? Господа нашего Иисуса, которого родила Мария, как Он сам восхотел. Впрочем, зачем мне заботливо исследовать Писание, а не мудрствовать в простоте сердца, согласно с ним? Ты укажешь мне на отречение иудеев? — Но пророки издавна произнесли о них торжественный приговор, как о христоубийцах, потому они и отреклись от Христа. Ты укажешь на горькую болезнь Ария? — Но он заражен был погибельным желанием высшей (епископской) кафедры. Ты укажешь наконец на еллинское распутство, их бесславное и безбожное мудрование? Но это было следствием и признаком их неведения. И что много говорить! Всякий народ, ходящий нечестивыми путями, он (Несторий) превзошел своим непотребством. Ибо язычники большею частью бесчествуют против Бога неумышленно, по неведению Писания, а он, имея под руками все Писание, и еще занимаясь, кажется, бреднями магии (осмелюсь сказать и это), — не обратился чистосердечно к богодухновенному Писанию, но имел и виду злато и сребро. Ослепленный и омраченный манией богохульства, ты отлучил себя от престола и исключил из списка братий, не признав и не почтив Того, Кто даровал тебе жребий архиерейства. Неужели не убедил тебя Павел, который говорит: аще ангел с неба благовестит вам паче, неже благовестихом, анафема да будет (Гал. 1, 8)? И если Павел не остановил твоего суетного мудрования, неужели не мог остановить Исаия, который сказал: се дева во чреве приимет и родит сына и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мат. 1, 23. Ис. 7, 14)? А если и он не мог (удержать тебя от нечестивого мудрования), — так как ум твой заражен ужасным зломудрованием, — послушай хотя демонов, которые взывают: что нам и тебе Сыне Божий? Пришел еси прежде времени мучити нас (Мат. 8, 29). Кто же присоветовал тебе проповедовать такие пустые мысли? Кто заражен был вместе с тобою этою странною болезнью? Не убоялся ты уподобить Бога персидскому царству? Не постыдился ты ниспровергнуть предания отцов, и евангелистов и пророков? Возомнив начальствовать над всеми церквами, не вспомнил ты о Том, Кто из грязи возвел тебя на небесную высоту. Заботясь о вещах сотворенных, не познал ты Творца, задумав возмутить лукавыми мыслями вселенную, оскорбляя храм Божий и желая разделить Рожденного от девы Марии, вводя в мир злой [281] догмат и ярую ненависть, которая ни прекращается, ни обнаруживается, ты вздумал даже, непрошенный, соделавшись прежде времени подражателем Велиалу, вздумал сетями твоих нечестивых мыслей опутать императора, поборника православия и поклонника единосущной Троицы, которою он твердо царствует, которою сокрушает враждебные народы, и которою он содержит мир в мире. Его-то посредством коварных своих речей вздумал сделать ты отступником. Ты восхотел также развратить боголюбезный народ и рассеял множество отцев, живших в тишине уединения. Не удовольствовался ты погублением самого себя чрез богохульство, но распространил хульные мысли по всей вселенной. И вот исполнились на тебе слова: в делах руку своею увязе грешник (Пс. 9, 17). Ты отлучил от общения святой клир пресвитеров и диаконов, которые обличали твое неблаговременное исступление, и (убеждали тебя), чтобы ты не мудрствовал согласно с Арием. И я теперь не падшего попираю, не утопающего погружаю, но низлагаю суетную ложь беззаконных замыслов. Кто видел, чтобы корабль, благополучно прибывший в спокойную пристань, потерпел крушение? Кто видел, чтобы боец, павший на месте боя, не вставал и не поправлялся? Но не простирали ли мы тебе руку помощи, когда ты пал и потерпел крушение в вере? Свидетелем сего да будет тебе почтенный и святый архиепископ великого Рима Келестин, который настойчиво просил тебя чрез письмо, чтобы ты отстал от суетного и бесполезного и ни на чем не основанного учения. (Да будет тебе свидетелем сего) и наше смирение, так как и мы в кратких посланиях убеждали тебя выслушать наши слова о Боге. Но ты не внял нашим убеждениям, облекшись, (так сказать), в некое бесчувствие и безумие, хвастаясь злом, как бы сильный, и имея в мыслях беззаконное. И замышляя коварство, соделался ты секирою, изощренною против тебя самого. И вот Бог, о котором ты зломудрствовал, низложил тебя и исторг твой корень от земли живых, потому что ты не умел размыслить о Боге. Но довольно сказанного нами в обличение его. Бог есть судия и мздовоздаятель каждому по делам его (Рим. 2, 6). Что же касается до нас самих, будем благоговейно чтить и смиренно исповедывать единение (т. е. между Божеством и человечеством во Христе), повиноваться боголюбезнейшему императору, покоряться начальствам и властям, и со страхом и трепетом чтить и славить нераздельную Троицу, ублажая и приснодеву Марию, святый храм (Божества) и Ее Сына и непорочного жениха: ибо Ему слава во веки веков. Аминь.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.