Беседа Кирилла, епископа
александрийского, говоренная в Ефесе во время
священного собрания, по низложении Нестория.
Надлежало бы вам довольствоваться
наставлениями предшествовавших учителей, и, как
напоенным священными стезями, не чувствовать
более жажды. Но как я замечаю в вас [277]
ненасытимую жажду к слушанию, то вот и мы
скажем немногое согласное с тем, что уже вам
известно.—Нет никакого сомнения, что светлый
сонм святых поставляет себе в особенную честь и
славу прославлять Христа, и, так сказать,
похваляется сим прославлением из горячей любви к
Нему. Вот например блаженный пророк Исаия
взывает к Нему: Господи Боже мой, прославлю тя,
воспою имя твое, яко сотворил если чудная дела
(Ис. 25, 1); а блаженный пророк Давид говорит: язык
мой поучится правде твоей, весь день хвале твоей
(Псал. 34, 28). И это есть цель святых. Злые же и
беззаконные, не понимая великого, досточтимого и
глубокого таинства воплощения Единородного,
открыто богохульствуют, отверзая невоздержные и
необузданные уста. Да слышат же они пророка
Исаию, который так говорить к ним: вы же
приидите семо сынове беззаконнии, семя
прелюбодеев и блудницы, в чем услаждаетеся, и
на кого отверзосте уста ваша, не вы ли есте
чада погубы, семя беззаконно (Ис. 57, 3). Поистине
чада погубы и семя беззаконное суть те, которые
отверглись Господа, искупившего их. Куплени бо
есть ценою (1 Кор. 6, 20), и не истленным сребром
или златом, но честною кровию яко агнца непорочна
и пречиста Христа (1 Петр. 1, 18. 19). Каким же
образом кровь обыкновенного, подобного нам
человека, могло бы быть искупительною ценою
всего мира? Как один умер за всех, чтобы всех
спасти? Каким образом мы стали принадлежать Ему,
мы, которые принадлежим истинному по естеству
Богу? Почему мы служим и поклоняемся Ему, тогда
как нам запрещено служить твари паче Творца? Но,
как я уже сказал, некоторые непризнательны к
снисхождению нашего Спасителя, отрекаются от
Господа, свергают с себя иго рабства, дабы и о них
Христос сказал словами пророка: горе им, яко
отскочиша от Мене: боязлива суть, яко
нечествоваша ко Мне: Аз же избавих я, сии же,
возглаголаша на Мя лжу (Ос. 7, 13). Лгут же против
славы и величия нашего Спасителя подражатели
злобы и нечестия фарисеев. Они носят имя
христиан, но смысл имеют иудействующий и язык
ядовитый и исполненный горечи, так что и о нем
Христос сказал устами Иеремии: се Аз на тя, горде,
глаголет Господь (Иерем. 50, 31). Подлинно, древние
иудеи преследовали Христа, общего нашего
Спасителя, нападали на Него, как звери, хотели
камнями побить своего благодетеля и спасителя;
почему Спаситель тогда говорил к ним: многа
добра дела явих вам от Отца Моего: за кое дело
камение мещете на Мя. Отвещаша Ему иудее,
глаголюще: о добре деле камение не мещем на тя, но
о хуле, яко ты, человек сый, твориши себе Бога
(Иоан. 10, 32). Таковы хулы древних иудеев на
Спасителя нашего, подражатели же безумия их и
нечестия, возобновляя эти хулы, говорят: для чего
ты, быв человеком, делаешь себя Богом? О безумной
и непотребнейший! [278] Не
понимаешь таинства. Он не сделал себя Богом, быв
человеком, но, будучи по естеству Бог, неизменно и
неслиянно соделался человеком, и, родившись
неизреченно от Бога Отца, благоволил родиться по
плоти от жены и нарещись сыном человеческим, дабы
нас спасти. Соделался подобным тебе ради тебя, и
пребыл сам в себе тем, чем был. Признай же
Единородного родившимся по плоти, исповедуй
Богом того, кто нас ради соделался человеком; Он
сам себя предлагает тебе, говоря: Аз есмь сам
глаголяй (Ис. 52, 6). Он людям прежнего времени дал
закон чрез Моисея, потом явился уже во плоти. Вот
тебе свидетели святые пророки. Что говорит Варух,
едва не перстом указуя Еммануила? Сей Бог наш,
не вменится ин к нему. Изобрете всяк путь
хитрости, и даде ю Иакову, отроку своему, и
Израилю, возлюбленному от него. Посем на
земли явися, и с человеки поживе (Варух. 3, 36-38).
Блаженный Давид также поет о Нем: Бог наш яве
приидет (Пс. 49, 3). Хочешь ли слышать
свидетельство о Нем и от проповедников Нового
Завета? Слушай, вот Иоанн креститель говорит: уготовайте
путь Господень, правы творите стези Бога нашего
(Мат. 3, 3). Хочешь ли иметь и другое полнейшее
удостоверение? Обещал Бог блаженному Давиду от
плода чрева его посадит на престоле его (2 Цар. 7,
12. Пс. 131, 11). Он же (Давид), весьма много радуясь
сему, тщательно изыскивал место (В
некоторых списках стоит: tropon, а
в других topon. Последнее чтение
сообразнее с контекстом) рождения сего (плода). Но
следует послушать его самого: аще взыду на одр
постели моея, аще дам сон очима моима и веждома
моима дремание, и покой скраниама моима (Пс. 131,
3). Доколе, ты думаешь? Дондеже обрящу место
Господеви, селение Богу Иаковлю (—5). Заботливо
изыскиваешь место, блаженный Давид; одобряю
усердие, хвалю терпение твое, но если ты узнал
что-нибудь более, поведай и нам. Где будет его
рождение? В каком месте Он родится? Слушай, вот
его ясные слова: се слышахом я во Ефрафе и
обретохом я в полях дубравы (Пс. 131, 6). Когда
говорит о Ефрафе, означает сим Вифлеем. О сем и
Бог свидетельствует чрез одного из святых
пророков: и ты Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал
еси, еже быти в тысящах иудиных; из тебе бо
изыдет старейшина, еже быти в князя во Израили,
исходи же его изначала, от дней века (Мих. 5, 2).
Слышишь, как он о вифлеемитяне сем (так как он
соделался человеком), утверждает, что исходи Его
от начала века? Ибо в начале бе Слово, и Слово бе
у Бога (Иоан. 1, 1). Но мне стыдно, говоришь ты,
признавать Богом родившегося от жены? Значит, ты
ставишь ни во что божественные определения?
Отвергаешь домостроительство? Противишься
изволению Господа? — Таким именно [279]
образом Он восхотел спасти мир. Неужели ты
мудрее самой мудрости? Чудное дело! Светильник
хочет сравняться с солнцем. Господь всяческих
знает, что делает. Итак, признай
домостроительство, почти верою таинство, не
исследуй заботливо того, что выше нашего ума, не
трудись напрасно постичь непостижимое: веруй
вместе с нами. Но если ты останешься и неверующим,
Он верен пребывает, отрещися бо себе не может
(2 Тим. 2, 13). Ему слава и держава со Святым Духом во
веки. Аминь.
|