VII.
Послание Кирилла к одному из
ревностных защитников Нестория.
Знаю искренность любви твоей, понимаю
твое усердие. Если бы я писал к человеку, который
не знает моей жизни, то я должен бы был много
говорить для уверения его, что я человек
миролюбивый, нерасположенный к ссорам и спорам,
но такой, который желает всех любить и заслужить
любовь всех. Но как пишу к такому, кто меня знает,
то в немногих словах скажу, что если бы мне
надобно было утолить печаль брата о потере
имения или денег, это я сделал бы с большим
удовольствием, для того, что бы не подумал он, что
я ценю что-нибудь выше любви. Но так как дело идет
о вере и смущены [152] все
церкви, какие только существуют в римской
империи (потому что из какого бы города, из какой
бы веси ни приходил кто-либо, каждый спрашивает:
что это за говор всеобщий? что за новое учение
распространяется по церквам?): то что остается
делать нам, которым Бог вверил учение о таинствах
веры? нам, от которых в день всеобщего суда
потребуется ответ за вверенных нашему
водительству? Они скажут, что соблюли веру так,
как научены били нами. Поэтому, если мы передали
им правое учение, получим награду, приимем
похвалу; а если — иное и превратное, то какого
пламени достаточно будет для нашего наказания?
Мы заслышим тогда эти слова, сказанные в Писании: землю
мою погубил еси, и люди моя избил еси (Исаии 14,
20). Там мирянин даст отчет только за свою жизнь; мы
же, на которых возложено служение священства,
должны будем дать отчет не за себя только самих,
но и за всех верующих во Христа. Я не считаю
важными для себя огорчения, обиды, злословие, как
ни много хотят мне сделать их некоторые
нерассудительные люди; все это должно предаться
забвению, Бог будет судить их за их пустословие;
нужно только, чтобы пребыла здравою вера.
Дружество и любовь во мне постоянные чувства; и я
никому не уступлю в любви к боголюбивейшему
епископу Несторию: о Христе желаю — как пред
Богом говорю это — чтобы он удержал за собою
доброе мнение, загладил порицание, какое на себя
навлек прежними действиями, и доказал, что
распространенные некоторыми в вере новые мнения
приписываются ему по клевете, и что в тех слухах
нет нисколько истины. Если Христос велел любить
нам и ненавидящих, то не больше ли это следует
выполнить в отношении тех, которые нам братия и
сосвященники? Если некоторые хотят повредить
веру, мы не будем предателями своих душ; и хотя бы
потребовалось подвергнуться самой смерти,
нерешительность неуместна. Если мы убоимся
сказать истину в защиту славы Божией, дабы чрез
то не подвергнуться неприятностям: то с каким
лицем мы пред народом будем славить подвиги
святых мучеников? как станем хвалить их за то, что
они исполнили слово Писания: даже до смерти
подвизайся о истине (Иис. Сир. 4, 32)?
|