|
XXVI. Прошение диакона Василия и прочих монахов. Благочестивейшим, досточтимым и почитаемым от Бога и от людей, христианским императорам, Флавиям Феодосию и Валентиниану, прошение от диакона и архимандрита Василия, от чтеца и монаха Фалассия и от прочих христианских монахов. I. Человеколюбие Божие, даровавшее и дарующее человеческому роду причастие благ, неисчислимых для людей, видно во всем и над всем. Между сими дарами от Бога заключается истинное ведение и ненависть к ведению лжеименному, именно то, что мы знаем веру, свыше и изначала преданную кафолической Церкви от апостолов, мучеников, исповедников, святых епископов, содействующих ей, и благочестивейших императоров: и во-первых от апостола Петра, первостоятеля, по откровению и ведению, изрекшего исповедание и предавшего последующим родам — в словах: Ты еси Христос, Сын Бога живаго (Матф. 16, 16); от Иакова апостола и первоепископа, Иоанна апостола и евангелиста и прочих евангелистов; от мучеников, исповедников, епископов и всех веровавших и верующих в единосущную Троицу; от Иринея, великого Григория, епископа неокесарийского; от св. собора ста осьмидесяти епископов, сошедшихся в Антиохии против Павла самосатского, который (собор) низложил его за его нечестие, за то, что он не исповедовал Христа Богом по естеству и Сыном Бога Отца; от великого и святого собора никейского трех сот осьмнадцати епископов, подтвердившего определение отцев, бывших в Антиохии; от Василия и Григория, братьев епископов, Афанасия епископа александрийского, Ефрема Сирина, Григория епископа, Аммона епископа, Виталия епископа, Амфилохия, Павла, Антиоха, Евстафия, Мефодия, Оптима, Лепория, Амвросия медиоланского; от всего собора африканского; от Иоанна Севериана, Аттика епископа, Кирилла епископа александрийского, который и ныне в живых и следует закону нашего благочестия. Да и никто из людей не [205] может перечислить всех верных, веровавших во Христа Сына Божия и верующих, что Он воистину есть истинный Бог. Ибо, после того, как Он ради нас стал человеком, пребывая, чем был, Богом (как признает и ваше благочестие), мы не отрицаем в Нем того, чем Он был. Но мы веруем, исповедуем и проповедуем, что предвечный Бог Слово, единородный Сын Божий, ради многого своего человеколюбия к нам, стал совершенным человеком, подобным нам во всем, кроме греха, для спасения рода нашего родившись от св. Девы Марии, так, как только Он сам знает. II. По поводу этого истинного учения, тщательно проповедуемого в святейшей Церкви, и за еретика Павла, по справедливости изгнанного, произошли расколы в народах, неустройство в священниках, беспорядки в пастырях. Посему и теперь некоторые из благоговейнейших пресвитеров, в собраниях часто обличают в лицо Нестория, коему вверен епископский престол (если должно называть его епископом), и по причине его упорства, с которым он не признает св. Деву Богородицею, а Христа истинным Богом по естеству, отделились от общения с ним и доселе продолжают это разобщение. Другие тайно также уклоняются от общения с ним. Иные из благоговейнейших пресвитеров получили запрещение говорить, за то, что они в этой святой церкви, Приморской Ирине (“Так называлась одна церковь по своему положению, в отличие от других церквей того же имени".), заговорили против вновь искаженного догмата. Посему народ, ищущий обычного учения православия, открыто восклицал: “императора мы имеем, а епископа нет"! Впрочем эта попытка народа не осталась ненаказанною. Часть его была захвачена слугами, и в царствующем граде на судилище били (захваченных) всячески, так как не бывало и у варварских народов. Некоторые в святейшей церкви при народе в глаза обличали (Нестория), и за то потерпели не мало оскорблений. А один из простых монахов, подвигнутый ревностью, решился, при собрании, среди церкви, остановить вход проповедника беззакония, так как он еретик. Но этот, избив его, предал его гражданским начальникам. Сверх того, подвергнув публичному наказанию и посмеянию, сослал его в заточение, с глашатаем впереди. Этого мало. Если б не удержала помощь Божия, придворные самого владетеля, после нечестивой беседы его (Нестория) произвели бы убийство в самой святейшей церкви. III. А то, что мы претерпели, для многих, слышащих об этом, может показаться невероятным. Так, по его (Нестория) приказанию и ободрению, вошли мы в епископскую палату с [206] целью удостовериться, так, или нет, поняли мы слышанное об нем. Но он дважды и трижды отсылал нас подождать, и мотом едва позволил нам высказать, чего мы желаем. Когда же услышал от нас, что его выражения — “Мария родила только единосущного себе человека" и “рожденное от плоти есть плоть", — не приличны православным, то тотчас приказал захватить нас, и — судейская прислуга под ударами отвела нас в судилище. Здесь, обнажив и оковав нас, как подлежащих наказанию, нас заклеймили, растянули и били пятами. Итак, чего во внешних (гражданских) судилищах не переносят, не говорим, клирики и архимандриты или монахи, и даже никто из мирян, то мы, вопреки законов, претерпели в церкви от законопреступника. И много времени провели мы в оскорблениях от судилища, в голоде, под стражею прислуги. Но ярость его не удовольствовалась и этим. Каким-то обманом, после этого, предали нас знатнейшему начальнику великоименитого города, и нас, окованных железом, отвели в темницу; потом, точно также в оковах, повели в преторий. Но как не было ни одного обвинителя; то опять под стражею отвели нас в судилище. Здесь он снова мучил нас, бив по лицу. Потом начал говорить, и притворно, как оказалось в последствии, согласился, что от святой Марии Богородицы родился Сын Божий по естеству, говоря: “ведь есть иной сын", — и таким образом отпустил нас. IV. Итак, умоляем вашу бессмертную и благочестивейшую веру, не оставляйте наконец православную Церковь на бесчестие еретикам в правление ваше, православные и благочестивейшие императоры. Не потому просим, будто желаем чрез это отмстить за обиды нам сделанные, (Бог тому свидетель!), но мы желаем, чтобы основание христианской веры пребывало непоколебимо. Да повелит ваше величество быть здесь святому и вселенскому собору, дабы чрез созвание его Бог соединил святейшую Церковь, совокупил народ и доставил священникам возможность проповедью истинной веры прервать нечестивое учение прежде, чем оно распространится. Настоятельно умоляем об этом, потому что Несторий старается устрашить угрозами, изгнанием, заточением, (действовать) хитростью, обольщением, оскорблениями, и для утверждения своего безумия и нечестия делает все, не щадя ничего, ни Бога не страшится, ни людей не стыдится, не уважает ни епископов, ни священников, ни клириков, ни святых монахов, ни благоговейных мирян, не боится ни казни, угрожающей беззаконникам, ни закона служителей гнева Божия на тех, которые вызывают его на себя, но все это делает, вооружившись презрением ко всем, надеясь на состояние свое и на силу некоторых растленных нравом людей и даже, если сказать [207] небоязненно, на ваше величество. Умоляем, не позволяйте ему ничего делать никому, прежде, чем восстановится целость православной веры, дабы подобными делами он не вытеснил ее и не ввел свою. Ибо он сумеет, как думается, многих хотя страхом ослабить и отвратить от веры; потом, нашедши себе единомысленников, даст им смелость открыто нападать на всякого, даже с побоями, и преследовать. И не только своих клириков или домашних совратил он на свою сторону, но принял к себе и из чужих епархий несколько лиц, которым по церковным правилам отнюдь не позволительно оставаться в иной епископии, или в иной церкви, но необходимо быть в собственных приходах или городах, куда они рукоположены, и здесь жить в тишине. О, дабы с продолжением времени, при благоприятстве правительства, не распространилось далеко это нечестие! Оно вменено будет в вину вашему благочестию: ибо Бог на то поставил вас служителями своими, чтобы вы блюли славу Его, прославившего и прославляющего вас, и имеющего воздать вам награду со всеми святыми, верно сохранившими возложенные на них служения. Таковым Он скажет: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Матф. 2, 5, 21). Истинные христиане веруют этим словам и свидетельствуют веру свою делами. А неверные и отверженные, живущие для своего чрева и на это самое все издерживающие, если слышат, что кто-нибудь Христа исповедует Богом, скрежещут зубами, как тогдашние иудеи затыкали уши свои, когда св. Стефан первомученик произносил: се вижу небеса отверста, и Сына человеча одесную стояща невидимого Бога (Деян. 7, 56). Так и эти люди скрежещут зубами на христиан и стараются совершить над ними всякую ярость. V. Итак мы просим, чтобы восстающие на православных и под предлогом самозащищения, как говорят, нападающие на кого ни попало, попечительностью знатнейшего епарха нового Рима были укрощены, доколе не восстановится целость веры. Если же вы не послушаете и презрите нас, то мы пред лицем Царя веков нетленного, невидимого, единого премудрого Бога (1 Тим. 1,17), пришедшего и явившегося, как Ему было угодно, для нашего спасения и опять имеющего придти для суда живых и мертвых (Деян. 10, 42), пред которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, и которого всяк язык исповедует (Филип. 2, 10. 11), призываем вас во свидетели нашей невинности. Ибо мы умоляли вас о созвании вселенского собора, который бы мог прочно утвердить колеблющееся, или восстановить ниспроверженное. Но по благодати и при помощи Божией, действующей в вас, врата адовы которые суть уста еретиков, не возмогут ей (вере) сделать зла (Матф. 16, 18). О если б, [208] достигнув этого, мы могли благоугодно и православно в единомыслии воссылать к Богу обычные молитвы о спасении всех и о вашем царстве. Аминь. |
|