|
XXIII. Послание того же Кирилла к клиру и народу константинопольскому. Возлюбленным и вожделеннейшим братиям, пресвитерам, диаконам и народу константинопольскому епископ Кирилл и собор, сошедшийся в Александрии из египетского округа, желает о Господе всякого блага. Поздно и с трудом пришли мы к тому, к чему лучше было бы обратиться в начале, именно, чтобы позаботиться о спасении всех вас и об избавлении от смущения относительно веры. Впрочем мы сочувствуем общей вашей скорби по сему случаю. Ибо мы провели минувшее время не без слез. Но мы ждали, что благопочтеннейший епископ Несторий, в следствие советов и убеждений Церкви и в следствие обличений со стороны всех вас, отстанет от своего гнусного учения и вместе с нами будет чтить ту веру, которая предана церквам святыми апостолами и евангелистами и всем освященным собором, и речениями святых пророков запечатлена в ее истинности. Но как из речей его, какие он не перестает говорить у вас по церквам, так и из письменных его объяснений, мы видим его заблуждающимся и безмерно нечествующим относительно веры: поэтому наконец мы вынуждены засвидетельствовать пред ним соборным посланием, что если он в скорейшем времени не откажется от своих нововведений и в срок, назначенный святейшим и благочестивейшим Келестином, епископом римской Церкви, письменно не проклянет того, что он говорил у вас [200] и изложил в книгах или по крайней мере приготовил к изданию, каковые книги есть и у нас, — то он будет лишен всякого общения со священниками Божиими и будет от всех отчужден. Впрочем никто да не обвиняет нас в медлительности. Ибо мы не были беспечны, когда находилось в смятении столь великое стадо и даже народы и церкви во всех местах. Но мы подражали опытным врачам, которые болезненные припадки в телах не тотчас исторгают приложением железа и огня, но в начале ослабляют мягкими лекарствами, ожидая времени, приличного для сечений. Итак, будьте мужественны о Господе, и, сохраняя свою веру неизменно, старайтесь благоугождать Христу, единому и единственному, истинному Сыну Божию, памятуя святых отцев наших, правильно и свято священствовавших у вас, которые при жизни своей называли святую Деву Богородицею. Ибо она родила Еммануила, который есть истинный Бог. Слово же стало плотью и плотски родилось от жены для того, чтобы мы сделались братьями Того, кто превыше всякой твари. Они проповедовали вам не двух Христов, но одного, того же самого — Бога Слова и вместе человека по плоти от жены, человека, соединенного с Богом не простым соприкосновением и как бы только равночестием (такое холодное, бесплодное и оглупевшее учение принадлежит ему (Несторию). Они говорили, что Христос один и тот же плотью претерпел за нас смерть и божеством воскрес, поправ державу смерти, и Он же придет Судиею всех. Всегда возгревая в себе эту веру, храните себя нескверными и непорочными, не имейте с помянутым человеком общения, не внимайте его учению, если он вместо пастыря остается волком и если после такого нашего увещания решится еще мудрствовать превратно. С теми же из клириков или мирян, которые за православную веру отлучены или извержены им (Несторием), мы имеем общение, не одобряем несправедливого его решения, но особенно ободряем пострадавших, говоря им и то: если вас злословят за Господа, то вы блаженны: ибо Дух силы и Божий на вас почивает (1 Петр. 4, 14). |
|