XIII.
Другое послание Нестория к папе
Келестину.
Часто я писал к твоему благочестью о Юлиане,
Оронте и о других, присвояющих себе сан
епископов, которые, часто получая доступ к
благочестивейшему и августейшему императору,
ищут у него защиты, и пред нами постоянно
жалуются, что они в век православия изгнаны из
областей Запада, как неправославные; но до сего
времени от твоего благочестия мы не получали
писем о них. Если бы я имел их, я мог бы отвечать и
отвечать коротко на их жалобы; а теперь, когда
неизвестно, справедливы ли слова их, никто не
знает, как поступить с ними; ибо иные называют их
еретиками и говорят, что за это они изгнаны из
областей Запада, тогда как сами они клянутся, что
их преследует клевета и что они по проискам
терпят беды за православную веру. Что из этого
верно, нам совершенно неизвестно. Жалеть о них,
когда они в самом деле еретики, есть
преступление; но и не жалеть о них, когда их ложно
обвиняют, жестоко и нечеловеколюбиво. А потому,
благоволит боголюбивейшая душа твоя дать нам
наставление на этот раз, когда мы колеблемся
между двумя чувствованиями, между презрением к
ним, и сожалением о них. Так, мы хотим получить
указание, на что нам должно решиться при суждении
об этих людях. День за днем удерживая при себе
этих людей, мы не перестаем с надеждой ожидать
содействия от твоего благочестия. Немаловажное
дело, как ты знаешь, досточтимейший, исследования
в учении веры, и требуется немало умения и
опытности в тех, которые принимают на себя это
дело. Для нас здесь умножаются труды и от того,
что мы усиливаемся исторгнуть из Церкви Божией
самый нечистый из нечестивых толков — злое
учение Аполлинария и Ария. Не знаю, как некоторые
из принадлежащих к клиру заразились недугом
названных мною еретиков, допуская какой-то образ
сорастворения божества с человечеством в
Единородном, когда осмеливаются телесные
страдания переносить на божественное естество
Единородного, и вместе думают, что неизменяемое
естество Божие перешло в телесное естество, так
что оба естества, которым покланяемся в лице
Единородного, чрез высшее и неслиянное
соединение сливают между собою, допуская
изменение в них чрез сорастворение их между
собою. Они, слепцы, не понимают учения,
изложенного святыми отцами, произнося ясные
слова их: “веруем [166] во
единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы".
Таков заключается смысл в имени, Христос,
означающем два естества: Он единосущен Отцу по
божеству; а человечество после во времени
родилось от святой Девы, которому потому, что
соединилось с божеством, воздают честь ангелы и
человеки. И так я думаю, что тому, кто здесь так
много переносит трудов при обличении неправых
толков, сколько надобно перенести томлений,
когда он не будет знать дела тех людей, о которых
говорено было, и много боится, как бы ему, в этом
своем положении, по своему неведению не
увеличить число еретиков. Потому прошу, чтобы
твоя святая душа позаботилась сообщить нам
сведение об тех людях, а особливо после того, как
правдивейший Валерий, состоящий в должности
книгочия и постельничего, может от себя
пересказать твоему благочестью о тягостном их
положении. Усердно приветствуем всю во Христе
братью, которая с тобою, я и находящиеся со мною.
|