|
I. Беседа Прокла, епископа кизического, говоренная в присутствии Нестория в великой константинопольской церкви, о вочеловечении Господа Нашего Иисуса Христа, о том, что Святая Дева Мария есть Богородица и что родившийся от нее не есть Бог только и не есть человек только, но Еммануил, который есть вместе Бог и человек, неслитно и непреложно. Нынешнее собрание наше в честь пресвятой Девы вызывает меня сказать, братия, слово хвалы. Настоящее торжество соединяется с пользою для пришедших сюда потому особенно, что совершается в честь пречистой Девы; оно составляет похвалу жен, славу их пола, которую доставляет ему та, которая в одно время есть и матерь и дева. Вожделенное и чудное собрание! Вот, для прославления Девы приводят людей и земля и море, одно мирно расстилая для кораблей хребет свой, другая невозбранно открывая пути для шествующих. Торжествуй природа, потому что воздается честь жене; ликуй род человеческий, потому что прославляется дева. Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Римл. 5, 20). Нас собрала здесь святая и Богородица Дева Мария, чистое сокровище девства, мысленный рай второго Адама, место где совершилось соединение естеств, где утвердился совет о спасительном примирении; чертог, в котором Слово уневестило себе плоть; одушевленная купина, которую не опалил огонь божественного рождения; легкое облако, носившее с телом восседящего на херувимах; орошенное небесным дождем чистейшее руно, из которого пастырь сделал одежду для овцы; раба и матерь, дева и небо; мост, по которому Бог низошел к человекам; изумительный ткальный стан божественного домостроительства, на котором неизъяснимо исткался хитон соединения, которого ткачом был Дух Святый, художницею — сила свыше осенившая, для которого волною было [138] древнее кожаное препоясание Адама; основой была чистая плоть девы, челноком неизмеримая благодать носившего; художник слово, вошедшее чрез слух. Кто видел, кто слышал, чтобы обитал во чреве беспредельный Бог, которого небеса не вмещают, которого не ограничивает чрево девы. Родившийся от жены не есть только Бог и не есть только человек: этот родившийся соделал жену, древнюю дверь греха, дверью спасения; где змий разлил свой яд, нашедши преслушание, там Слово воздвигло для себя одушевленный храм, вошед туда послушанием; где возник первый грешник Каин, там родился бессеменно Искупитель человеческого рода Христос. Человеколюбец не возгнушался родиться от жены, потому что это дело Его даровало жизнь. Он не подвергся нечистоте, вселившись в утробу, которую Он сам устроил изъятою от всякого повреждения. Если бы сия матерь не пребыла девой, то рожденный ею был бы простой человек, и рождение не было бы чудесно. А так как она и после рождения пребыла девою, то кто же рожденный, как не Бог? Неизъяснимо таинство, потому что Он родился неизъяснимым образом. Он, беспрепятственно прошедший дверьми, когда они были заключены, в котором Фома исповедуя соединение двух естеств, воскликнул: Господь мой, и Бог мой! (Иоан. 20, 28). Не считай, человек, этого рождения унизительным, когда оно для нас сделалось источником спасения. Если бы Он не родился от жены, то не умер бы; если бы не умер, то не упразднил бы своею смертью имущаго державу смерти сиречь, диавола (Евр. 2, 14). Нет ничего бесчестного для зодчего жить в доме, который он построил; глина не служит к унижению горшечника, когда он устрояет из нее новый какой-либо сосуд. Так и святого Божества не оскверняет рождение от девического чрева; его сам Бог устроил, а потому, проходя им, Он не подверг себя нечистоте или унижению. О блаженное чрево! в тебе написана хартия всеобщего избавления. О чудная утроба! в тебе исковано оружие против смерти. Благословенная нива! в тебе бессеменно возрос насадитель твари. О величественный храм! в тебе священном явился Бог, который, не изменяя своего естества, по милосердию к нам, облекся в человечество и стал иереем, по чину Мельхиседекову (Псал. 109,4). Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), хотя иудеи не верят Господу, который сказал это. Бог принял образ человека, хотя еллины смеются над этим чудом. Потому апостол Павел говорит, что Христос иудеом убо соблазн, еллином же безумие (1 Кор. 1, 23): они не познали силы таинства, потому что оно непостижимо уму. Аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (2, 8). Если бы Слово не вселялось во чрево, то плоть не воссела бы с Ним на [139] Божественном престоле. Если бы оскорбительно было для Бога войти в утробу, которую Он создал, то бы и ангелы оскорблялись служением человеку. Тот, кто по своему естеству не подлежит страданиям, по милосердию к нам подверг себя многим страданиям. Мы веруем, что Христос не чрез постепенное восхождение к Божественному естеству сделался Богом, но, будучи Бог, по своему милосердию сделался человеком. Не говорим: человек сделался Богом; но исповедуем, что Бог воплотился. Рабу свою избрал для себя в матерь Тот, кто по существу своему не имеет матери, и кто, явясь по божественному домостроительству на земле, не имеет здесь отца. Как один и тот же есть и без отца и без матери, по слову апостола? (Евр. 7, 3). Если Он только человек, то Он не мог быть без матери: и действительно, у Него есть мать. Если Он только Бог, то Он не без отца: в самом деле, у Него есть Отец. Он не имеет матери как творец Бог, не имеет отца как человек. Убедись в этом самым именем архангела, благовестившего Марии. Ему имя Гавриил; что значит это имя? Выслушай и узнай; оно значит: Бог и человек. Так как Тот, о ком он благовествовал, есть Бог и человек, то имя его предуказывало на это чудо, дабы верою принято было дело божественного домостроительства. Узнай причину пришествия в мир воплотившегося Бога и прославь Его силу. Род человеческий грехами своими вошел в большие долги, и не находил никаких способов уплатить их. Все люди в Адаме дали на себя рукописание в грехе и диавол нас сделал своими рабами; употребляя немощное наше тело как рукописание, он напоминал нам, что мы продали себя ему, и становясь пред нами, он, лукавый изобретатель страстей, указывал нам на тот наш долг и требовал с нас уплаты его. Вследствие этого надлежало быть одному из двух: или всем подвергнуться смерти, на которую были мы осуждены, потому что все согрешили; или для искупления нашего должна быть дана такая цена, которою бы все требование уплачивалось вполне. Какой-нибудь человек не мог уплатить его, потому что он сам чрез грех был в этом долгу; ни ангел не мог искупить человеческого рода, потому что не находил столь великой платы. Необходимым оставалось, чтобы Бог, непричастный греху, умер за согрешивших. Это одно средство для уничтожения зла. Что в самом деле совершилось? Тот, кто из небытия привел к бытию весь мир, Тот, который ничем не затрудняется в раздаянии щедрот, открыл вернейший способ доставить жизнь осужденным, и самым приличным для себя образом разрушить смерть: Он делается человеком, рождаясь от Девы, [140] образом, Ему самому только известным; потому что ум не может изъяснить для себя этого чуда. Он умирает тем, что в Нем есть рожденное, и совершает искупление силою того, что в Нем есть всегда пребывающее. Об этом говорит апостол Павел: о Немже имамы избавление кровию Его, и оставление прегрешений (Ефес. 1, 7). Какое великое событие! Доставил другим бессмертие, потому что сам был бессмертный. В домостроительстве Божием для спасения людей не было, нет и не будет никого такого, кроме Его, родившегося от Девы, Бога и человека. Для искупления осужденных Он имеет в себе цену не только соразмерную всему множеству их, но и превышающую всякое количество. В отношении к Отцу, как Сын, Он сохраняет неизменяемость по естеству, как зиждитель, Он не имеет недостатка в всемогуществе; как милосердый, Он показал беспредельную любовь к людям; как первосвященник, Он для ходатайства за других имеет все, чем утверждается вера в Него. Всему этому ни равного ни даже близкого нс найдет никто, никогда, в ком-либо другом. Рассуди, как велико Его человеколюбие: добровольно подвергши себя осуждению, Он разрушил смерть, владычествовавшую над распявшими Его; и беззаконие убийц своих обратил во спасение их самих, поступивших беззаконно. Так, спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в спасителе: вси бо, говорит св. Павел, согрешиша, и лишени суть славы Божия (Римл. 3, 23). Так как грех подверг грешника власти диавола, а диавол подверг его смерти, то состояние наше сделалось крайне бедственным; не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснее указать на немощи. Что они делали? Когда видели, что болезнь превышает искусство человеческое; они с небес призывали врача; один говорил: Господи, преклони небеса и сниди (Псал. 143, 5); другой взывал: исцели мя, Господи, и исцелюся (Иерем. 17, 14); воздвигни силу твою и прииди во еже, спасти нас (Пс. 79, 3). Иной: яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли (3 Цар. 8, 27)? Скоро да предварят ны щедроты твоя, Господи, яко обнищахом зело (Псал. 78, 8). Другие говорили: о люте мне душе, яко погибе благочестивый от земли, и исправляющего в человецех несть (Мих. 7, 2). Боже в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися (Псал. 69, 1). Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит (Аввак. 2, 3). Заблудих яко овча погибшее; взыщи раба твоего, уповающаго на тя (Псал. 118, 156). Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит (Пс. 49. 3). Потому, Тот, кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола; благосердый Бог не попустил быть [141] ему всегда под властью диавола: присносущий пришел и дал в уплату свою кровь; для искупления рода человеческого от смерти отдал свое тело, которое принял от Девы, освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть своею смертью. Христос ны искупил есть от клятвы законные, восклицает св. Павел. Так знай, иудей, что Искупитель наш не есть простой человек, потому что весь род человеческий порабощен греху; но также Он и не Бог только, непричастный естества человеческого, каковым хочешь считать его ты, Манихей: Он имел тело, потому что если бы Он в меня не облекся, то и не спас бы меня. Но вселившись во чрево Девы, Он облекся в меня осужденного, и в нем — в том чреве — совершил чудную мену: дал Духа и принял тело, один и тот же (пребывая) с Девою и (рождаясь) от Девы. Один (Дух) осенял ее; другой воплотился от нее. Если бы Христос был кто-либо особый, и Бог Слово особый, то была бы уже не Троица, но четверица. Не раздирай одежды домостроительства спасения, свыше истканной; не принимай учения Ариева: он нечестивый рассекает существо; ты не разделяй соединение двух естеств, дабы тебе не быть отлучену от Бога. Скажи мне: кто явился нам, во тьме и сени смертней седящим (Лук. 1, 79)? Человек? Но как тот, кто сам жил в тьме, мог бы, как говорит св. Павел, избавить нас от власти темныя (Колосс. 1, 13)? Так как писание говорит о нас: бесте бо иногда тма (Ефес. 5, 8). Итак, кто же Он, явившийся нам? Пророк Давид указывает тебе в сих словах: благословен грядый во имя Господне (Псал. 117,26). Но яснее скажи нам, пророк, возгласи громче, не ослабляй своего голоса, как труба да прозвучит речь твоя (Иса. 58, 1), скажи, кто Он? Господь Бог воинств, говорит пророк; Бог Господь и явися нам (Псал. 117, 27). Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14): соединились два естества, и соединение пребыло неслитным. Он пришел спасти, но должен был и пострадать. Как могло быть то и другое вместе? Простой человек не мог спасти; а Бог в одном только своем естестве не мог страдать. Каким же образом то и другое совершилось? Так, что Он, Еммануил пребывая Богом, сделался и человеком, и то, чем Он был, спасло; а то, чем Он сделался, страдало. Потому, когда Церковь увидела, что иудейское сонмище увенчало Его тернием, оплакивая буйство сонмища, говорила: дщери Сиони, изыдите и видите венец, имже венча Его мати Его (Песн. 3, 11). Он носил терновый венец, и разрушил осуждение на страдание от терния. Он один и тот же был и в лоне Отца и во чреве Девы; один и тот же на руках матери и на крыльях ветров (Псал. 103, 3); Он, которому покланялись ангелы, в то же время возлегал за столом с мытарями. На Него серафимы не смели [142] взирать, и в то же время Пилат делал Ему допрос. Он один и тот же, которого заушал раб и пред которым трепетала вся тварь. Он пригвождался ко кресту и восседал на престоле славы; полагался во гроб и простирал небо как кожу (Пс. 103, 2); причислен был к мертвым и упразднил ад; здесь на земле клеветали на Него, как обманщика, там на небе воздавали ему славу, как святейшему. Какое непостижимое таинство! Вижу чудеса. и исповедую, что Он Бог; вижу страдания, и не могу отрицать, что Он человек. Еммануил отверз двери природы, как человек, и сохранил невредимыми ключи девства, как Бог; изшел из утробы также, как вошел чрез слух; одинаково и родился и зачался: бесстрастно вошел, без истления вышел, как об этом говорит пророк Иезекииль: обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: сыне человечь, сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими, яко Господь Бог израилев, Он един, внидет и изыдет, и будут заключенна (Иезек. 44, 1. 2). Вот ясное указание на святую Деву и Богородицу Марию. Да прекратится всякое противоречие и священное Писание да просветит наше разумение, дабы нам получить и царство небесное во веки веков. Аминь. |
|