|
V. Месяца Февраля 13-го. ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯпреподобного отца нашегоМАРТИНИАНА.1. Весьма близко от города Кесарии Палестинской есть гора, именуемая Место Ковчега. К этой горе прилежит пустыня, в которой живут многие мужи, ведущие подвижническую жизнь. В числе их я узнал и блаженного и добродетельного Мартиниана, жившего на этой горе. Сей блаженный, с юного возраста и с младенчества, возлюбив Бога, показал многие подвиги против врага. Посему, отличаясь телесною красотою и имея юношеский возраст, около 18 лет, он, покинув город и живущих в нем, и смятения их, предав себя спокойной и одинокой жизни, поселился в сей пустыне и жил в ней 25 лет, показывая евангельскую жизнь на земле. Посему он и удостоился получить от Бога дары исцелений, и многих исцелил Господь преподобными молитвами его. Ибо многие бесноватые, придя к ному на гору, стали свободны от злобы демонов; также многие, будучи одержимы горячками и получив благословение от сего мужа, получили исцеление; и многие другие страдания исцелил Господь ого молитвами. Со дня на день [98] сей блаженный Мартиниан преуспевал в своем всеотличнейшем подвижничестве, и повсюду распространялась добрая и прекраснейшая слава сего преподобного мужа, и все слышащие приходили к нему на гору получить от него помощь. Но ненавидящий добро враг рода человеческого и человеконенавистник диавол не вынес, видя обнаруживаемую в молодом теле престарелую душу, и сперва начал воздвигать ему разные искушения и хотел устрашить мужа многосплетенными замыслами; после же старинным своим оружием, которым соделал Адама изгнанником из Рая, замыслил и сего извергнуть из благого его решения. 2. Итак, в один из дней, когда блаженный Мартиниан пел псалмы, враг, преизратившись в величайшего дракона и подползши внизу келлии его, начал поспешно подрывать некую часть основания, как бы желая ниспровергнуть келлию его. Блаженный же Мартиниан, несмятенно исполнив псалом и выглянув чрез окно, говорит: «Истинно подобает тебе так ползать по земле. Что ты суетно трудишься, бессильный и окаянный; ибо меня не страшат твои замыслы, так как я имею Иисуса Христа помогающего мне, побеждающего замыслы твои и попирающего силы твои». Диавол же, услышав это, превратившись в мальчика и убегая, сказал: «Подожди меня, Мартиниан, подожди меня, и я скоро поражу тебя в этих мыслях; ибо я нашел средство, чрез которое сделаю тебя пленником сей надежды твоей. Ибо если я не смирю тебя, не отступлю от тебя; ибо в эти дни принесу тебе гнев, которого ты не сможешь снести, и выведу тебя из келлии твоей, как лист от ветра». И сказав сие, диавол стал невидим ему; [99] блаженный же пребывал так, как бы и не видел сего видения, но услаждался изучением Писаний. 3. В один из дней, когда некие прогуливались в городе Кесарии, беседовали о жизни великого и весьма дивились его твердости, некая женщина, проходя мимо, услышала их слова и по внушению сатаны говорит им: «Кто сей, которому вы дивитесь? В чем его подвиги? Или какую он ведет жизнь? Если я захочу, то унесу его как лист с дерева. Ибо в чем состоит его занятие? Он заключил себя как дикий зверь в пустыне, не могши переносить плотские похоти и соблазны, и, не видя женщины, не имеет и похоти. Когда вы знаете, что трава горит без огня? Но если трава останется несгораемою, когда предлежит огонь, — это дивно. Так и о нем: если я пойду к нему и он, увидевши меня, не поколеблется в решении и не соблазнится обо мне, и не двинется помышление его к красоте моего благообразия, тогда будет дивен сей не только у людей, но и у Бога и ангелов». И сказав это и сделав условие с мужами о твердости блаженного, пошла в дом свой и, сняв красоту одеяния своего, одевается в рубище; и обвязала тряпицу на голову свою, опоясалась веревкою и, взяв расшитую золотом суму, золотые запястья, перстни и прочее, что есть у женщин для обмана юношей, в поздний час, при сильном ветре и дожде, взошла на гору, где пребывал сей блаженный Мартиниан, и, став вблизи келлии его, начала жалобным голосом призывать преподобного мужа, говоря: «Помилуй меня, раб Божий, и не оставь меня на съедение зверям, ибо я сбилась с пути, попала в эту пустыню и не знаю куда идти. Не презри пребывающую в такой нужде и не [100] погнушайся мною грешною, ибо и я создание Божие. Воззри на меня и помилуй меня смиренную, молю тебя, не оставь меня погибнуть, прошу святость твою, и не отринь меня заблудившуюся, молю тебя, господин мой». 4. Когда она говорила это и причитала еще больше этого, блаженный, отворив окно, выглянув и увидев ее в таком виде, говорит в себе: «Увы мне грешному; ибо предстоит мне испытание сердца, и я должен отпасть или от заповеди, или от решения. Женщина пребывает в нужде. Итак, если я презрю ее и не введу в келлию, она будет съедена зверями и осквернит душу мою; если же это искушение и войдет сюда, то не извергнет ли меня из заповеди? И что делать, не знаю». И воздев руки свои к небу, сказал: «На Тебя, Господи, уповал я, да не постыжусь во век, и да не посмеются мне враги мои (Псал. XXX, 1; XXIV, 2). Не попусти одолеть меня лукавому, но по воле Твоей спаси меня в час сей и укрой меня под крепкую руку Твою, ибо благословен еси во веки. Аминь». И сказав это, отворил дверь и ввел ее и, возжегши огонь, говорит ей: «Женщина, грейся и позаботься о себе; ибо здесь нет прислуживающего». И принесши финики, от которых он имел утешение (ибо стояли две финиковые пальмы вне келлии), предложил ей и сказал: «Поешь и останься здесь». И оставив ее, вошел во внутреннюю келлию и запер дверь и, отпевши первый час ночи и помолившись, лег на полу, как было у него в обычае. 5. В ту ночь сатана, вошедши, смутил его к воспламенению плоти, и он, вставши утром, вышел [101] из келлии, чтобы изгнать и проводить женщину. Она же, встав около полуночи, украсила себя и приготовилась к прельщению мужа. Он же, увидев ее и потеряв рассудок, говорит ей: «Кто ты и откуда, и что значит этот дьявольский вид, зачем ты явилась и чего ради я вижу измененною твою внешность, поведай мне». Она же, отвечая, говорит ему: «Я, господин мой, из Кесарии Палестинской и, услышавши о твоей юности, что ты обладаешь такой красотой и пребываешь владыкою такого благообразия, весьма распалилось сердце мое по твоей красоте и я пришла ради того, чтобы посмотреть на тебя и насытиться твоей красотой. К чему же, господин мой, этот безвременный пост и чего ради ты иссушаешь такой возраст свой в безвременном воздержании? Какое писание говорит не есть и не пить, или не соединяться законным браком? Не сказал ли апостол Павел, что брак честен и ложе нескверно? (Евр. XIII, 4) Кто из пророков и патриархов не вступил в супружество с женою и показан наследником царства небесного? Разве Енох великий и дивный, вступивши в брак, не был вознесен на небеса? И Авраам святой разве не имел трех жен и назван другом Божиим, и самого Бога узрел и принял в палатке? Иаков же разве не имел двух жен и одолел в борьбе с ангелами и узрел Бога лицом к лицу и удостоен царства небесного? Моисей же великий и верховный из пророков, раб Божий, не имел ли двух жен и говорил с Богом и вызвал народ Еврейский из горького рабства и достиг царства небесного? Подобным же образом и Давид; о [102] Соломоне же не следует и говорить, а также и об остальных святых мужах, пребывавших в браке, родивших детей и обитающих в царстве небесном». Женщина, говоря это, возбуждая мужа и хватая его за руки, отклонила его от его благого размышления и начала увлекать его в бездну погибели. 6. И отвечая, говорит ей: «Потом, если я возьму тебя в жены, куда мы отправимся? Или откуда я буду содержать тебя, ничего не имея? Ибо я прожил нестяжательною жизнью доныне все дни жизни моей». Она же, отвечая, говорит ему: «Ты только пребудь со мною, господин мой, и я наслажусь красотой твоей и юностью твоей, и нисколько не заботься об этом; ибо я имею и дом, и имения, и золото, и серебро, и отроков, и над всем этим поставлю тебя владыкою и господином. Только согласись на мою просьбу и пребудь со мною, ибо великий огонь любви в сердце моем сожигает меня». Когда она говорила это, муж воспламенялся плотскою похотью и начал колебаться в решении своем и уже говорить с нею о грехе, как соделать его с нею. Затем говорит ей: «Женщина, подожди меня немного, ибо некоторые имеют обычай приходить сюда и получать от меня благословение. Я осмотрю дороги, чтобы кто-нибудь не пришел и не застал нас в деле нашем, и если мы и не можем скрыть прегрешение от Бога, то по крайней мере не совершим непристойного в людях». 7. И сказав это, вышел из келии своей и, ставши наверху высокой скалы, осматривал дороги. Когда же он осматривал, человеколюбивый и милосердный Бог, не презиравший труда его от юности и не уничтоживший молитвы его, изменил сердце его отклониться от лукавого помышления его и изменил на [103] благую мысль. И сходя со скалы, нашел он сухой хворост и, взяв его, вошел в келлию; и бросив его посреди келлии, взял и возжег огонь и, когда стало подниматься великое пламя, отвязав сандалии свои и вскочив в средину огня, начал обжигаться. И сильно обожженный, почувствовав боль в ногах, вышел из огня и, как бы борясь с самим собою, говорил: «Что это, Мартиниан? Хорошо взял тебя этот огонь? Вытерпи этот огонь временный и вынесешь наказание за сию пылкость. Если можешь вытерпеть это, подойди и к женщине; ибо она, или лучше чрез нее диавол, уготовляет тебе огонь вечный; ибо не она виновна, а подвигнувший ее на помеху благого решения твоего. Итак, вообрази то наказание, Мартиниан, возьми в ум твой и тот огонь вечный, червя неусыпимого, скрежет зубов. Ибо сей огонь и водою угашается и жгущий свет имеет, а тот огонь не имеет света и никогда не угашается. Те черви не усыпляются, ангелы при наказаниях неумолимы в мучениях. Сообрази все это, Мартиниан, и если можешь это претерпеть, подойди и к женщине». Сие говорил он, напоминая ей о вечном наказании и, когда боль немного утихла и он успокоился, он снова вошел в костер, стал среди огня и начал обжигаться. Итак, выйдя из огня, он упал на пол, повсюду обжегши себя и, воздохнув от всего сердца своего, сказал: «Прости мне стремление мое ко греху, Господи, испытующий сердца и утробы (Псал. VII, 10); ибо ты знаешь сердце мое, Владыко, ибо я Тебя возлюбил и Тебя возжаждал от юности моей и ради Тебя предал тело мое сему огню. Прости мне, ибо [104] благословен еси во веки». Сказав это, лежа на полу (ибо встать он не мог от ран обжога), начал петь: «Коль благ Бог Израилев правым сердцем! Мои же ноги вмале не подвиглись, вмале не пролились стопы мои» (Псал. LXXII, 1-3). 8. И когда он исполнил псалом и помолился, женщина, пришедши в себя и понявши мужа, как он ради спасения души своей предал на смерть тело свое, и вспомнив множество собственных дурных дел, вставши и снявши украшение одеяния своего, бросила все свои украшения в огонь и, припав к ногам блаженного, поклонилась ему, говоря: «Молю тебя, прости меня грешницу; ибо ты знаешь, владыко, что лукав диавол; но сам помолись обо мне, прошу святость твою, дабы молитвою твоею спасена была душа моя. Ибо знай, владыко, что как диавол замыслил ополчить меня против тебя, так я ополчусь против него во имя Господа нашего Иисуса Христа, очистившего блудницу, и посрамлю его; ибо он думал понести меня против тебя, но вознес против себя и, ожидая одолеть тебя, мною осмеян». И пока она говорила это, слезы непрерывно текли из очей ее. Блаженный же, отвечая, говорит ей: «Господь Бог простит тебе прегрешение; иди с миром и, как ты сказала, подвизайся за спасение свое; ополчись против удовольствия раскаянием и так сможешь посрамить лукавого». Она же, отвечая, говорит ему: «Куда ты советуешь мне идти? Молю тебя». Он же говорит: «Иди в Иерусалим, сойди в святой Вифлеем и отыщи там святую деву, именем Павлину, которая воздвигла и храм Владыки Христа; и войди к ней, и возвести [105] ей происшедшее и получишь великую пользу». Она же, вставши, поклонилась ему и попросила его молиться за нее. 9. Итак, блаженный, вставши с болью от ран обжога, дал ей немного фиников для пропитания в дороге и, выведя из келлии и показав ей дорогу, ведущую к Иерусалиму, говорит ей: «Иди, женщина, и спасая спаси душу свою и подвизайся за спасение свое. Смотри, не обратись назад; ибо никто, возложивший руку свою на плуг и обратившийся назад, не благонадежен для царства небесного (Лук. IX, 62). Итак, не обратись назад, то есть к удовольствиям жизни, но следи за собою, чтобы не быть осмеянной, и пребудь в раскаянии; ибо раскаивающихся есть Бог». Она же, услышавши это, еще более усилила плач свой, говоря ему: «Уповаю на Христа, на которого уповали народы и не постыдились (Ср. Псал. XXI. 6), что не найдет более части во мне диавол». И так, помолившись и поклонившись рабу Божию, удалилась. Блаженный же, назнаменовав ее знамением креста, сказал: «Господь Бог мой сохранит душу твою и спасет тебя до конца». И сказав это, вошел в келлию и пал, и пребывал стеная и молясь. 10. Женщина же пошла, плача и молясь, чтобы Господь был ее путеводителем к спасению. И ту ночь, не имея силы перейти море пустыни, пребыла в том месте, где застигла; вставши же утром, пошла дальше, плача и молясь. Итак, пройдя тридцать миль, глубоким вечером достигла Вифлеема, и придя в монастырь блаженнейшей Павлины девы и войдя, возвестила ей все последовавшее; она же, услышавши, [106] прославила Бога милосердного и человеколюбивого и приняла ее в монастырь, каждый день поучая ее о спасении. Она же так сильно предавалась подвижничеству, что очень часто блаженная Павлина увещевала ее и говорила: «Пощади, дитя, плоть свою, чтобы могла довлеть до конца». Она же еще больше напрягала, не ослабляя напряжения подвижничества. Около же кончины своей испросила благодать у Бога, чтобы ей было показано, принято ли ее раскаяние. И человеколюбивый Бог совершал исцеления ее молитвами. Ибо в один из дней некая женщина, жестоко страдавшая глазами, прибыла в монастырь для исцеления. Итак, желая испытать ее раскаяние, блаженнейшая Павлина говорит ей: «Приди, дитя, ко Христу и помолись за нее, чтобы по предстательству твоему Господь даровал ей исцеление». Итак, после того как она помолилась, в немногие дни исцелилась женщина, которая, удалившись от мира, поселилась в том же монастыре. Она же, проживши в монастыре двенадцать лет, скончалась, во Христе совершив путь. Ибо во все время подвига своего вина не пила, елея не вкушала, а также ни овощей, ни чего-либо другого, кроме только хлеба и воды, но и то не до пресыщения, а вкушая вечером, иногда же и через два дня; упокоение же ее было на полу. Таков конец блаженной жизни и таковы подвиги. 11. Но необходимо нам, опять возвратившись к блаженному Мартиниану, рассказать его доблестные подвиги на пользу многих. Через семь месяцев он излечился от ран обжога и начал размышлять в себе, говоря: «Воистину, если я не удалюсь из этого места, то не оставит меня лукавый успокоиться. Итак, я должен поселиться в таком месте, куда [107] невозможно придти женщине». И размыслив так, встав и, помолившись, сказал: «Владыко неба и земли, не желающий кому-либо погибнуть, но всякому человеку спастись и в познание истины войти (Ср. Тим. I, II, 4) и к полезному устроиться, милостив будь к моему смирению и не оставь душу мою погибнуть до конца, но помоги мне, Господи Боже сил, и будь мне врач, и путь, и жизнь, и трость, и пира, и хлеб». И сие сказав и назнаменав все тело свое, вышел из келлии и устремился к морю. Демон же воскликнул позади его, говоря: «Да возмужают силы мои и да будет имя мое славно, ибо я осилил его: доселе я изгнал его из келлии, сожег тело его в огне и сделал его беглецом и пленником». И снова говорит демон: «Ты бежишь, Мартиниан? Но куда бы ты ни пошел, я приду туда и, как отсюда изгнал тебя, так изгоню тебя, где бы ты ни пожелал поселится, и не отступлю от тебя, пока не усмирю тебя в конец». Блаженный же, отвечавши, сказал: «Бессильный и окаянный, ты подумал, что ты изгнал меня из келлии моей, или ты даже вообразил, что я ухожу, оставив заботу? Нет, для того, чтобы еще более попрать тебя». И опять говорит: «Не довлело тебе первое и второе нападение с искушением, попытайся и еще раз. Теперь ту мастерскую, которую ты построил против меня, я разрушил и принес Богу; посему и она сама признала тебя прахом и попрала силы твои, и ты не дерзаешь более приблизиться даже к тени ее». И когда он говорил сие, диавол исчез от него. 12. Блаженный же начал петь псалом сей и говорить: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, [108] и да бежат от лица Его ненавидящие Его» (Псал. LXVII, 1, 2). И воспевая, шел по дороге к морю. И вот, пришедши в гавань, нашел некоего корабельщика, боящегося Бога, и, подошедши, говорит ему: «Брат, знаешь ты в средине моря остров малый, на котором никто не живет?» Он же, отвечая, сказал ему: «Чего ради вопрошаешь меня и чего хочешь?» Говорит ему блаженный: «Я хочу успокоиться от мира и сей суетной жизни и не нашел места, в котором мог бы пристать и избежать соблазнов лукавого». Говорит ему корабельщик: «Есть скала узкая, весьма высокая и страшная, (далеко) отстоящая от земли; ибо если кто будет близко к той скале, то не видит уже земли». Блаженный же говорит: «Я весьма радуюсь такому месту, особенно куда невозможно придти женщине». Говорит ему корабельщик: ..... (Пропуск в копии или в рукописи. См. примечание к греческому тексту) «Положу завет между нами, и ты будешь доставлять мне пищу, а я буду молиться за тебя Богу, а кроме того буду работать, сидя на скале; только ты привози мне ваий финиковые, и я буду работать в плетениях рук моих, а ты будешь вывозить их от меня, продавать и привозить мне пищу. Возьми мне и сосуды скудельные, куда мы наливаем воду, и мы, охладив и преломив хлеб, положим его в сосуды; а ты будешь приезжать ежегодно дважды или трижды, привозя мне хлеб и воду». 13. Корабельщик услышав это и поняв, что муж — духовный, охотно условился все делать; и взяв малый кораблик и приняв на него блаженного, направились прямо к скале при попутном ветре и к вечеру достигли места. Блаженный же, увидев, что [109] место весьма удобно, возрадовался душою и, возблагодарив Бога и благословив корабельщика, взошел на скалу и, взошедши, запел псалом, говоря: «Терпя потерпел Господа, и внял мне, и услышал молитву мою, и возвел меня из рва страстей и от брения тины, и поставил на камне ноги мои и направил стопы мои» (Псал. XXXIX, 1-3). И исполнив псалом и помолившись, говорит корабельщику: «Отойди, брат, в море и привези мне сосуды, хлеб и воду». Говорит ему корабельщик: «Хочешь, привезу тебе и дерева, дабы сделать тебе сень». Он же не допустил, но пребывал под открытым небом, сидя на воздухе и будучи жаром палим, а от холода и мороза коченея. Корабельщик же, удалившись, привез ему все, как поручил ему блаженный, и ежегодно трижды привозил ему хлеб и воду. Итак, блаженный Мартиниан как бы упокоился, вышедши из мира, и пребывал радуясь и славя Господа в добром житии. 14. Но лукавый и сквернейший диавол все-таки не прекратил войны с праведным, но начал снова там наводить на него искушения. Ибо в одну ночь, взволновав море и возбудив великие волны, показывал ему, что волны поднимались над его головою на пятнадцать локтей. Демон же кричал, говоря: «Ныне потоплю тебя, Мартиниан, в водах». Блаженный же, отвечав несмятенно, говорит: «Слабый и окаянный, зачем ты трудишься вcye? Меня не смущают твои замыслы, и угрозы твои не устрашают меня. Ибо я уповаю во имя Господа моего Иисуса Христа, что до конца посрамлю тебя». И сказав сие, начал петь псалом: "«Спаси меня, Боже, ибо вошли воды до души [110] моей. Я погрузился в бездну глубины, и нет постояния; пришел в глубины морские и буря потопила меня» (Псал. LXVIII, 1-3). И исполнив псалом, помолился, говоря: «Иисусе Христе единородный, ради грехов наших сошедший на землю, услыши меня; запретивший морю и удержавший неудержимое в стремлении его, запретивший ветрам и победивший непобедимое, ибо все повинуется Тебе в трепете, услышь меня в час сей и прекрати возбужденное на меня искушение, и посрами восстающего на меня диавола, ибо Ты все можешь, Господи». И когда он говорил сие, диавол исчез от него, а блаженный остался невредим. 15. Шесть лет пробыл так блаженный на скале, перенося всякий труд и утомление за спасение души своей; но и так не мог успокоиться лукавый, но навел на него и другое искушение, страшнейшее первого. Ибо демон, заметивши в один день мимошедший корабль, везший мужчин и женщин, поразил корабль ветром и, сокрушив его, потопил всех бывших там. Но одна весьма красивая девица смогла ухватиться за доску и, приблизившись к скале, повисла и начала кричать: «Помилуй меня, раб Бога Всевышнего, подай мне руку помощи, спаси меня из этой воды и не допусти меня погибнуть». Блаженный же, увидев, что ни откуда иначе нет спасения души ее, как помощь, улыбнувшись сказал: «И сие есть умышление лукавого; но ты не победишь моего решения, диавол». И говорит в себе: «Увы мне грешному, что снова предстоит мне испытание сердца. Что же сделать? Если я оставлю ее, она потонет в водах и запятнает душу мою в день судный; ибо она [111] находится в страшнейшей нужде, нежели первая, так как та, находясь на земле, могла спастись, а сия ни откуда иначе не может спастись». И возведя очи свои к небу, сказал: «Господи Боже мой, на Которого я уповал от юности моей, не допусти меня погибнуть, но устрой полезное душе моей». И сказав сие, подал ей руку и вывел ее из воды и, посмотрев на нее прямо, говорит ей: «Воистину не согласится огонь с травою; не могу я и ты быть здесь вместе, ибо лукавый соделает в нас тление. Но ты будь здесь и ничего не бойся; имеешь и хлеб, и воду, и как ел я, так ешь и ты, дабы довлело тебе, пока прибудет корабельщик, привозящий мне хлеб; ибо остается еще два месяца, и он прибудет сюда, и когда прибудет, расскажи ему происшедшее, и он вывезет тебя отсюда, и ты уйдешь в свой город». 16. И сказав сие, назнаменовал море и сказал; «Господи Боже мой, запретивший ветрам и морю, и повиновались тебе с трепетом, призри на меня и не допусти меня погибнуть; ибо вот во имя Твое я бросаюсь в море; ибо я предпочитаю неразумно умереть, чем приобщиться к похоти телесной». И обратившись к девице, сказал: «Господь сохранит тебя, дитя, от всякой злобы диавола и спасет душу твою до конца». И сказав сие, бросился в море; и тотчас приняли его два дельфина и, подняв его на спины, вынесли из моря и поставили на земле. Девица же, пока он не скрылся из глаз ее, видела его несущимся по водам и не могла понять, что случилось. Блаженный же, вышедши на землю, помолился, говоря: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что сотворил милость к моему смирению; но и до конца не оставь [112] меня». И сказав сие, говорит в себе: «Что мне делать? В горах не оставил меня сатана, и в море также, и не знаю, что делать. Добро мне изучать слово евангельское и исполнять его; ибо Господь учит, говоря: Если будут гнать вас в городе сем, бегите в другой; ибо не окончите городов израилевых» (Матф. X. 23). И сказав это, начал бегать и говорить: «Бегай, Мартиниан, дабы не взяло тебя искушение; бегай, монах». И так бегая и гоня себя, окончил дни жизни своей, не нося ни сумы, ни трости, ни двух хитонов, ни меди в поясе, ни другое что-либо нося с собою для телесной нужды, что должно служить человеку; но куда входил, в город или в деревню, разыскивал, кто в ней муж богобоязненный, входил туда и, получая съестное, уходил. И так бегая и гоняя, проводил дни свои; и где застигал вечер, на горе ли, или в пустыне, или на скале, там и оставался. Итак, в течение двух лет бегая и гоня себя, исполнил бег добрый, обошедши 164 города. 17. Когда же ему предстояло переселиться к Господу, он пришел в Афины; епископу же, бывшему там, было откровение о кончине блаженного. Блаженный же Мартиниан, вошедши в церковь и заранее зная день смерти своей, упав на скамью, говорит бывшим там: «Призовите мне поскорее епископа». Они же приняли его за безумного. Когда же он еще более просил их, послушались и ушли, говоря: «Человек некий возлежит в церкви на скамье и не знаем, безумен ли он, или кто он. Он сказал нам: призовите мне поскорее епископа». Он же говорит им: «Безумны вы: ибо тот выше и [113] меня и вас». И тотчас поспешно вставши, ушел в церковь; блаженный же, увидев его, встать не мог, но простер руки свои к полу и так воздал ему подобающую честь. Епископ еще большую честь представил ему, говоря: «Давно обещал мне Бог показать раба Своего, и неложно исполнил сказанное Ты же, когда вселишься в царстве небесном, помяни и мою душу, молю тебя». Он же, отвечав, говорит ему: «Благослови меня, отче, и молись обо мне, дабы я нашел дерзновенно в предстоянии страшному престолу Христову». И сказав сие, возвел очи свои к небу и сказал: «В руки Твои предаю дух мой, Господи». И назнаменовав все тело свое с обеих сторон, говорит епископу: «Представь меня Богу, отче». И сказав сие, с улыбающимся лицом предал дух свой Господу, совершив бег, сохранив веру, получив обетование предлежащего венца и будучи удостоен царства небесного. Ибо кто не удивится сему святому и крепкому подвижнику? Кто не ублажит его непреоборимый бег и благосвободную его жизнь? Кто не расскажет и не поразится его добродетельною жизнью, как он до смерти и огня подвизался за спасение души своей? Но он сам себе устроил и мученичество подвига: ибо без гонения, без царя гонителя или начальника он сам себе самолично устроил мученичество, повоевав с диаволом и поправ гордыню его; сам он, говорим, был себе и гонителем, и царем, и палачом, мучившим себя, и мучеником подвизавшимся, и борцом увенчиваемым, и праведником возвещаемым. Ибо он, как крепкий мученик, презрел огонь; и опять, о диво, сам себе возжег печь и огнем чувственным победил огнь вечный; и ту женщину, которую воздвиг [114] на него диавол, молитвою показал рабою Божиею и привел к Богу чистую душу. 18. Но должно нам рассказать и о той девице, оставленной на скале в море, какой конец она получила и как неукоризненно совершила предел жизни. Ибо и ради ее молитва блаженного не оставалась неисполненною, но сохранила ее до конца. Ибо она, будучи оставлена на скале, ела так, как заповедал ей блаженный. Корабельщик же, привозивший хлеб и воду, прибыв и приблизившись к скале и увидев стоящую девицу, принял ее за видение и, убоявшись, начал удаляться на веслах от скалы. Она же, говорила, крича корабельщику: «Не бойся, брат, ибо я воистину женщина и христианка. Приблизься ко мне, и я расскажу тебе происшедшее». Когда же он еще более не верил и боялся, она поклялась, говоря: «Клянусь Царем Христом, я христианка. Приди ближе ко мне, и я расскажу тебе дела». Тогда корабельщик привел свой кораблик и говорит ей: «Где здешний монах, или что случилось с ним, что он удалился? Тебя же кто ввел сюда?» Девица же, назнаменовав себя, рассказала ему случившееся с ними; он же, услышав, говорит ей: «Итак иди, я вывезу тебя отсюда, и иди в город свой». Она же, отвечав, говорит ему: «Нет, прошу тебя, господин мой, не выбрасывай меня с этой скалы, но сотвори мне милость и человеколюбие и, удалившись в твой город, привези мне вирий и стихарь власяной, а также хлеба и воды, как ты привозил блаженному, и получишь ту же награду от Господа Христа, ибо нет у Бога различия мужского пола от женского, как сказал апостол Павел, что все вы едино есте во Христе Иисусе (Гал. IV, 23). [115] Итак не погнушайся мною грешною, хотящею спастись; ибо если бы Бог не захотел спасти меня, то я погибла бы со всеми в море. Итак, когда Бог хочет спасти меня, ты не погуби меня за то, что я женщина. Вспомни, что создавший Адама создал и Еву, сам сотворил обоих и в конце дней явился чрез святую Деву. Итак прошу тебя, пойди, отправься в твой город и, как я раньше сказала тебе, привези мне стихарь и вирий, хлеб, воду и шерсть; привези сюда и жену свою, чтобы мне с нею условиться о шерсти и чтобы она переодела меня в мужской образ, и Господь Бог мой будет с тобою во все дни жизни твоей и да подаст тебе в сей жизни милость и отпущение грехов и в той дерзновение пред престолом Христовым». 19. Корабельщик, услышав это и увидев ее любовь к Богу, говорит ей: «Вот я сделаю все, как ты заповедала мне; только ты мужайся и будь здорова, и Господь исполнит желание твое». И сказав сие и приведя в движение кораблик свой, отправился в свой город и на другой день, взяв жену свою и что она заповедала ему, прибыл к деве; и жена, взойдя, поклонилась деве до земли и принесла все из корабля. Дева же попросила мужа удалиться на кораблик, чтобы ей переодеться в мужской образ. Когда же он удалился, она, сняв с себя женские платья, а вместе и женскую слабость, опоясалась мужским разумом и оделась в мужские платья, вирий и власяной стихарь, и, став, молилась Господу, говоря: «Услышавший всех святых Твоих, Господи, услышь и меня грешную и соверши меня в теле сем непостыдною, соблюди душу мою и утверди сердце мое, укрепи тело мое и поведи ум мой к угождению [116] заповедям Твоим, и оказавшим мне послушание воздай, Владыко, достойную мзду; ибо благословен еси во веки». И говорит женщине: «Прошу тебя, госпожа, при привозе мне хлеба и воды ты будешь привозить мне и шерсть и я, связав, буду отдавать тебе, дабы не есть хлеб даром, платья же мои возьми на память, обо мне». И сказав сие, отпустила их с миром. 20. Через три месяца прибыли к ней корабельщик и жена его, привозя ей нужное для пропитания; блаженная же пребывала ликуя в добром житии; она творила в день двенадцать молить, а в ночь — двадцать четыре. Пища же ее была в два две литр хлеба и одна кружка воды. И так совершила она бег свой в добром житии; когда она взошла на скалу, ей было 25 лет, жила же она на скале шесть лет. За два месяца до прибытия корабельщика и жены его блаженная Фотина предала дух свой Христу, совершив бег подвизания своего в добром житии, как и самому корабельщику было откровение о ней. По исполнении времени двух месяцев прибыл корабельщик с женою своею, и нашли ее скончавшеюся и благолепно лежащею с крестообразно сложенными руками, так что они подумали, что она спит. Подошедши же, нашли ее умершею (было же лицо ее, как цвет весенний) и, поклонившись честным и святым останкам ее, взяв их на кораблик и принеся в город Кесарию, возвестили его епископу добродетельную жизнь ее. Итак епископ повелел похоронить ее в видном месте со светильниками и песнями во славу Бога Вседержителя и Господа нашего Иисуса Христа, ему, же слава и сила во веки веков. Аминь. (пер. В. В. Латышева)
|
|