ЖИТИЕ ФЕОДОРА ЭДЕССКОГО
Отрывок из жития Феодора Едесского,
где говорится о положении христиан и
христианских Святынь тотчас после завоевания
Палестины Сарацинами. В греческом подлиннике
этот весьма любопытный памятник доселе не был
издан; мы заимствуем свою выписку из Московского
Синодального кодекса № XV (по каталогу Маттеи),
переписанного, как это видно по заметке писца в
конце сборника, в 1023-м году. Сам автор жития,
Василий, Епископ города Емесы, жил гораздо того
ранее, и вероятно писал вскоре после кончины
Феодора, т. е. во второй половине IХ-го века. В
конце жития идет речь о сношениях калифа, будто
бы обращенного Феодором в христианство, с
Византийским императором Михаилом и его матерью,
Феодорою. Древний славяно-русский перевод жития
издан литографически Обществом древней
письменности; этим переводом мы также
воспользовались, не удерживая, однако,
старинного правописания.
1. Житие и жизнь иже во
святых отца нашего Феодора, архиепископа
Едесского.
И святый град и все
святые места захватили злые и нечестивые
Сарацины за грехи наши и даже и до ныне держат и
обладают ими. Христиане же, во имя Отца и Сына и
Святого Духа крестившиеся, соблюдая истинную и
непорочную веру, суть посреди них, как овца
посреди волков, но однако благодатию Божией
Божии церкви и святые монастыри, которые по
градам митрополии и церквам,— стоят, но в печали
и тоске, как изъявил быть Бог, его же судьбы
неисповедимы. Многие знамения и чудеса сотворял
Господь в благоприятном и жпвоносном Гробу,
заставляя умолкнуть вседерзновенные уста, и
понуждая сих неволей и нехотящим хвалы и чести
подаянии матерям церквам. И исходил отсюда слух о
бесчисленных чудесах, и старейшины Персидские
приходили смотреть на глаголемые знамения, и
честь приносить патриархам и прочим епископам,
иереям и всем христианским людям.
(пер. В. Г. Васильевского)
Текст воспроизведен
по изданию: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих
в нем мест. Приложение IV // Православный
палестинский сборник. Вып. 11. СПб. 1886
|