|
ПОВЕСТЬ О ПРОЩЕНИИ ИМПЕРАТОРА ФЕОФИЛА Приложение III 3. ИЗ КНИГИ КОНСТАНТИНА БАГРЯНОРОДНОГО «О ЦЕРЕМОНИЯХ» Сочинение императора Константина VII, созданное в конце 50-х — начале 60-е гг. X в., основано на официальных протоколах и записях константинопольского императорского двора. Технический характер большинства описаний, предполагающий у читателя прекрасное знание упоминаемых реалий, делает книгу чрезвычайно сложной для комментирования. Поэтому здесь текст приводится без пояснений, тем более что многие вещи станут понятными, если внимательно прочитать предшествующие разделы. Глава 37 (11,28) Что следует соблюдать в праздник Православия Вечером в субботу патриарх уходит в храм пресвятой Богородицы во Влахернах, а с ним уходят митрополиты, архиепископы и епископы, которые в этот день окажутся в городе, а также и клирики Великой Церкви и внешних церквей, и все, кто в этом богохранимом граде подвизаются в иноческой жизни во всех монастырях, и все вместе совершают всенощное пение в честном храме. На следующий же день, который есть воскресенье, патриарх со всеми вышеперечисленными выходит из храма с литией, и они проходят через общественный портик. Император же, выйдя из дворца, одетый в сагий, через ворота Спафарикия и сопровождаемый чинами кувуклия, одетыми в свои сагии, проходит через Магнавру и ее верхние проходы и по деревянной лестнице входит на хоры Великой Церкви. И войдя на хоры, помолившись и затеплив свечи, император переодевается, и остальные тоже согласно своему чину, в праздничные белые одежды. Когда же приближается лития, дается силентий, и император выходит из митатория на хорах, и его встречают патрикии в большом триклине секрета вместе со всем синклитом, и падают ниц. Затем препозит, получив знак от императора, передает церемониймейстеру, и тот говорит: «Прикажите», а они произносят пожелание: «На многая и благая лета». И оттуда император, сопровождаемый всеми, несущими свечи в сосудах, спускается по большой лестнице и через училище, где пасхальные таблицы, и, сойдя по ступеням, не входит в большой притвор, но, поворачивает налево к помещению со стороны треугольника, в то время как [163] церемониймейстер при каждом шаге говорит: «Каплате, Домини», и спускается по ступеням Афира, и там встречает литию. Затеплив же свечи и помолившись, он поклоняется честному Кресту и пречистому Евангелию, а также приветствует патриарха, и идет впереди литии. Церемониймейстер же начинает тропарь: «Иже истинных догматов», причем то же поют и все участники процессии. А император, войдя в притвор, садится, пока не подойдет патриарх с литией. И когда патриарх подходит, император встает, и оба стоят перед царскими вратами, и император, затеплив свечи, молится, а патриарх творит молитву входа, и, помолившись, император передает свечи препозиту, а тот — церемониймейстеру. Когда же патриарх закончит молитву входа, и император поклонится пречистому Евангелию, они, взявшись за руки, проходят в середину храма и, обогнув амвон сбоку, входят на солею и становятся напротив святых врат, и император, взяв оттуда свечи, молится, а потом отдает их препозиту. И когда поклонятся друг другу император и патриарх, тот входит в алтарь, чтобы совершить божественную литургию, а император уходит в митаторий, чтобы там участвовать в божественной литургии — ибо в этот день император не входит в алтарь. Следует же знать, что при выносе Святых Даров и святом целовании он не выходит из дверей, а при причастии выходит и приобщается, и по окончании божественной литургии император выходит из митатория и соединяется с патриархом, и оба они проходят до Святого Кладезя, а когда поклонятся друг другу и поприветствуют, император выходит оттуда и, войдя через коридор малых ворот Халки, проходит через помещения Схол и Экскувитов, причем церемониймейстер говорит: «Каплате, Домини», а когда дойдет до Консистория, синклит остается там, возглашая пожелания императору, а церемониймейстер и силентиарии остаются в Оноподе, тоже произнося пожелания. Император же проходит через Августион и входит во дворец, и по прочтении списка приглашенных подают угощение, и сразу же все снимают праздничные облачения. А император садится за свой честной стол в скарамангии, и те, кого он велел пригласить, тоже в скарамангиях, а чины кувуклия в тот день не совершают предстояния. Нужно знать, что таков был старый порядок 1 — а теперь император до входа делает все остальное, как и было сказано. При входе же они проходят внутрь алтаря, и поклоняются святому жертвеннику и индитии, и сбоку от алтаря по лестнице, которая позади апсиды, поднимаются на хоры и входят в митаторий, снимают свою хламиду, и больше [164] ничего, — и слушают божественное Евангелие и ектенью, а после этого входит стольник с хлебодарами и читает список приглашенных. И владыки выходят и идут в митаторий патриарха, и сразу же подается угощение, причем они снимают свои дивитисии и ждут, пока окончится божественная литургия, и патриарх поднимется. А препозиты идут и садятся у входа, через который поднимается патриарх, и когда тот взойдет, берут его за руки, целуя их, и идут, чтобы ввести его к владыкам. И патриарх снимает свои праздничные облачения и, присоединившись к владыкам, идет и возлегает вместе с ними у стола, и входят приглашенные и завтракают с ними, а когда встанут, владыки снова уходят по переходам во дворец. Нужно еще знать, что и свечи магистры, препозиты и патрикии получают от эконома, а при господине Феофилакте — и благовонные курения, причем господин патриарх Феофилакт выставлял и сладости в том месте, где находится молельня святого Феофилакта, и владыки вкушали сладости вместе с магистрами, и препозитами, и прочими, кому они велели. Комментарии 1. Схолия к этой строке: это установлено недавно. Текст воспроизведен по изданию: "Повесть о прощении императора Феофила" и Торжество Православия. М. Индрик. 2004
|
|