|
Правила ста пятидесяти святых отцев, собравшихся в Константинополе, во время консульства Флавия Евхерия и Флавия Евагрия 1.Послание святого собора к благочестивейшему императору Феодосию Великому, с приложением постановленных отцами правил. Благочестивейшему императору Феодосию — святый собор епископов, собравшихся в Константинополе из разных областей. В начале нашего послания к твоему благочестию, благодарим Бога, который ознаменовал твое благочестивое царствование общим миром Церквей и утверждением истинной веры; и воздавая Богу должное благодарение, нужным считаем донести твоему благочестию о том, что происходило на святом соборе. Собравшись, по твоему распоряжению, в Константинополь, мы, во-первых, возобновили взаимное согласие между собою; потом изрекли краткие определения, в которых утвердили веру отцев, собиравшихся в Никее, и осудили возникшие против нее ереси; кроме того, постановили точные правила о благоустройстве Церквей. Все это мы прилагаем к настоящему нашему посланию. Итак, просим твое благочестие — утвердить постановления собора, дабы, как ты почтил Церковь своим посланием, которым созвал нас, так ты же, своим утверждением, положил и конец нашим совещаниям. Господь же да утвердит царствование твое в мире и правде, да проложит его в роды родов, и к земному владычеству да приложит радости царства небесного. Бог, по молитвам святых, да сохранит для вселенной крепким и украшенным всеми доблестями — тебя, истинно благочестивейший и боголюбивейший император! Епископы, благодатью Божиею, собравшиеся в Константинополь из разных областей, по призыву благочестивейшего императора Феодосия, определили. 1. Вера трех сот восемнадцати отцев, собиравшихся в Никее вифинской, да не отменяется, но да пребывает господствующею; и да предастся анафеме всякая ересь, и именно — ересь евномиан или аномеев, и ариан или евдоксиан, и полуариан или духоборцев, также и савелиан, и маркелиан, и фотиниан, и аполлинариан. [117] 2. Областные епископы не должны простирать своей власти на другие Церкви, вне своих областей, и смешивать Церквей; но по правилам: александрийский епископ должен управлять церковными делами только в Египте, а епископ Востока начальствовать только в восточной Церкви, с сохранением преимуществ Церкви антиохийской, утвержденных никейскими правилами 2; также епископы Азийской области да управляют Церковью только в Азии, понтийские — только в Понтийской области, и фракийские — только во Фракии. — Не быв призваны, епископы не должны переходить за пределы своей области, для рукоположения, или какого-либо другого церковного распоряжения. При сохранении же вышеписанного правила о (церковных) областях, очевидно, дела каждого округа будет устроять окружной собор, как определено в Никее 3. — А Церкви Божии, находящиеся в иноплеменных народах, должны быть управляемы по соблюдавшемуся доныне обыкновению отцев. 3. Константинопольской епископ да имеет преимущество чести после римского епископа, так как Константинополь есть новый Рим. 4. О Максиме цинике и произошедшем от него беспорядке в Константинополе определено: ни Максим не был и не есть епископ, ни рукоположенные им (не были и не состоят) ни в какой степени клира; все, и для него сделанное, и им сделанное, уничтожено, как недействительное. 5. О свитке западных 4 постановлено: принимаем (в общение) и находящихся в Антиохии, как скоро они исповедуют единое Божество Отца и Сына и Святого Духа. 6. Так как многие, желая привести в замешательство и ниспровергнуть церковное благоустройство, враждебно и клеветнически вымышляют разные обвинения против управляющих [118] Церквами православных епископов, усиливаясь таким образом только помрачить добрую славу священнослужителей и произвести смятения в мирном народе: то поэтому святый собор сошедшихся в Константинополе епископов заблагорассудил: не без исследования допускать обвинителей и не всякому позволять обвинение правителей Церкви, впрочем и не всем возбранять. Но если кто принесет на епископа какую-нибудь собственную, то есть, частную жалобу, как например в том, что обманут им или потерпел от него какую-нибудь другую неправду: при таких обвинениях не делать исследования ни о лице обвинителя, ни о вере его. Ибо во всяком случае, и совесть епископа должна быть свободна, и объявляющий себя обиженным, какой бы веры он ни был, должен найти правосудие. Если же взводимая на епископа вина будет церковная: тогда должно исследовать о личности обвинителя. И во-первых, да не позволяется еретикам делать обвинения на православных епископов по делам церковным. Еретиками же мы называем и тех, которые издавна отчуждены от Церкви, и тех, которые впоследствии нами преданы анафеме; а вместе с ними и тех, которые показывают вид, будто исповедуют истинную веру, однакож отделились, и составляют свои собрания против наших правильно постановленных епископов. Потом, если кто из них Церковью, за какие-нибудь вины, прежде был осужден и извержен, или отлучен, из клира, или из разряда мирян: то и таким не дозволяется обвинять епископа, пока наперед не очистят себя от собственной вины. Равно и тех, которые прежде сами подверглись какому либо обвинению, не допускать к обвинению епископа или других клириков, прежде нежели докажут, что они сами невиновны в приписанных им преступлениях. Если же кто, не быв ни еретиком, ни отлученным, ни осужденным, или прежде обвиненным в каких-либо преступлениях, скажет, что имеет какое-либо обвинение против епископа по церковному делу: таким святый собор повелевает, сперва представить свои обвинения всем епископам области и пред ними доказать преступления епископа, подвергшегося обвинению. Если бы случилось, что областные епископы не в силах были бы исправить взводимые на епископа преступления: тогда обвинители должны приступить к большому собору епископов той области, созванных по этой причине: но не прежде они могут настаивать на своем обвинении, как письменно обязавшись понести равное с обвиняемым наказание, если бы, по исследованию дела, оказались клевещущими на обвиняемого епископа. Но если кто, презрев решение, постановленное вышепоказанным порядком, дерзнет — или утруждать слух царский, или суды мирских начальников, или беспокоить вселенский собор, к оскорблению чести всех [119] областных епископов, того отнюдь не должно принимать с жалобою, как нанесшего оскорбление правилам и нарушившего церковный порядок. 7. Присоединяющихся к православию и к части спасаемых еретиков принимаем по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, и македониан, и савватиан, и новатиан — называющих себя чистыми и лучшими, и тессарадекатитов или тетрадитов, и аполлинаристов, когда они дают письменные удостоверения и предают анафеме всякую ересь, мудрствующую не так, как мудрствует святая кафолическая и апостольская Церковь Божия, принимаем, запечатлевая, то есть, помазуя сперва святым миром чело, и очи, и ноздри, и уста, и уши; и запечатлевая их, говорим: “Печать дара Духа Святого". Евномиан же, крещающих единократным погружением, и монтанистов, называемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и делающих другое, нетерпимое, и все прочие ереси, (ибо здесь много еретиков, особенно выходящих из области Галатской) всех, которые из них желают присоединиться к православию, принимаем как язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом, в третий, заклинаем их, с троекратным дуновением в лицо и в уши их: и таким образом оглашаем их и заставляем их долгое время пребывать в Церкви и слушать Писания; и потом уже крестим их. Символ веры, изложенный Константинопольским собором. Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца — неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, свет от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез которого все произошло; — для нас человеков и для нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося; — распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, по писаниям, — и восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца, — и опять имеющего придти со славою — судить живых и мертвых, — которого царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, животворящего, исходящего от Отца, вместе с Отцем и Сыном покланяемого и славимого, изрекавшего чрез [120] пророков. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь; исповедуем одно крещение в отпущение грехов. Ожидаем воскресения мертвых, — и жизни будущего века. Аминь. Подписали сто пятьдесят епископов, присутствовавшие на этом соборе.
Постраничные комментарии заменены на сквозные - прим. распознавателя. 1. “Пред седьмыми юлианскими идами” (pro epta eidwn iouliwn), т. е. в мае месяце, 381 года. 2. I всел. соб. прав. 6. 3. I всел. соб. прав 5. 4. Здесь разумеется свиток западных епископов, содержащий послание римского епископа Дамаса, о котором замечено выше в истории собора. 5. По другим: Геласий. 6. — Сатурний. 7. — Вракк. 8. — Моким. — Мукин. 9. арундский, в лице пресвитера Тимофея. 10. — Собственно — из Целесирии. 11. — Пелазий. 12. — Виза. 13. По другим: селевковаллийский. 14. — паттийский, — партийский. 15. — рафаневийский. 16. — Асапий. 17. — Ватт. 18. — дионисийский, — дионисиадский. 19. — адратский, адарский. 20. — константинийский. 21. По другим: карруйский. 22. — бетонский, — бетаунский,— батумунийский. 23. — Ватений. 24. — Иовин эммарийский. 25. — Феодор. 26. — кирский. 27. — пеннский,— перрийский. 28. — лоллийский. 29. — Филоний. 30. — Феофил. 31. — Эферий, — Эрий. 32. По другим: парнасский. 33. — иеропольский. 34. — клавдиопольский. 35. — Исистий,— Спист. 36. — титиопольский. 37. — Неуний селинунтский. 38. — колендринский. 39. — Меминий. — Нем. 40. — гонский, егеанский. 41. — гирбский, — лирбизский. 42. — колимбрасский. 43. — короказийский, — карикиссийский. 44. По другим: катамский, — котернуйский. 45. — панеминский, — потемунский. 46. — птинский, — тихский, — тикузийский. 47. — фиальский. 48. — куманадский. 49. — супатский, — сапарский. 50. — корийский. 51. — сидский. 52. — Вдизен, — Парфан. 53. — паланский, — парадский, — пэссалонский. 54. — Иллирий. 55. — Оптим. 56. По другим: аданский. 57. — лиминский. 58. — садагасский, — салассийский. 59. — цекандрийский. 60. — парадагский. 61. — Лоллиан. 62. — амурайский. 63. — Авксиан. 64. — вномандский. 65. — зандольский. 66. — пасилидунский. 67. — Феантиан. 68. — примизийский. 69. — Евсаний. 70. — аппианский. 71. По другим: Екдикий. 72. — кимирунский, кивирский. 73. Евстафий. 74. Понсофий.— Пасифил. 75. маркиопольский. 76. По другим: Терентий. 77. — херсонесский. 78. — ламминитанский. — имимонтийский. 79. — Кирилла. 80. Относительно подписей нужно заметить следующее. Из того, что имя антиохийского епископа Мелетия помещено в числе сирийских епископов, видно, что подписи сделаны отцами прежде кончины Мелетия, также прежде отречения Григория назианзена от константинопольской кафедры, и — избрания Нектария на его место, равно как и до прибытия на собор Тимофея александрийского (сравни Григория наз. Стихотвор. о своей жизни). Поэтому должно допустить, что имена египетских епископов, после начала собора прибывших в Константинополь, и — вновь избранного Нектария, прибавлены к подписям после. С другой стороны, при жизни Мелетия, (во время подписания соборных актов), Григорий назианзен был еще константинопольским епископом; между тем в подписях он поставлен в числе каппадокийских епископов на последнем месте, как епископ Назианза, а не Константинополя. Это, без сомнения, сделано переписчиком — по ошибке, а может быть и намеренно, потому что ему могло показаться странным — написать двоих константинопольскими епископами — Нектария и Григория; а как он знал, что кафедра Григория передана Нектарию, то и поставил в числе подписавшихся Нектария с титулом константинопольского, а Григория написал епископом небольшого города Назианза, в Каппадокийской области. Текст воспроизведен по изданию: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Том 1. Издание 3. Казань. 1910
|
|