|
СВ. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (НАЗИАНЗИН)СЛОВО 7. НАДГРОБНОЕ БРАТУ КЕСАРИЮ, ГОВОРЕННОЕ ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ Может быть, думаете вы, друзья, братия и отцы, — любезные делом и именем! что я охотно приступаю к слову, желая слезами и сетованием сопроводить отшедших от нас, или предложить длинную и витиеватую речь, каковыми многие услаждаются. И одни готовятся скорбеть и проливать со мною слезы, чтобы вместе с моим горем оплакать свое, какое у кого есть, и научиться скорби в страданиях друга; другие же надеются насытить слух и получить удовольствие, предполагая, что и самое несчастие обращу в случай показать себя, как бывало со мною прежде, когда, кроме прочего, довольно избыточествовал я предметами слова, и щедр был на самые слова, пока не воззрел к истинному и высочайшему Слову, не предал всего Богу, от Которого все, и в замен всего не приял Бога. Нет; не так о мне разумейте, если хотите разуметь справедливо. Не буду более надлежащего плакать об умершем я, который не одобряю сего в других. Не стану и хвалить сверх меры и приличия; хотя слово для [242] обладавшего даром слова, и хвала для любившего особенно мои слова, есть такой дар, который ему приятен и приличнее всякого дара, и не только дар, но долг, который справедливее всякого долга. Однако же пролью слезы, и почту удивлением, сколько сие оправдывает данный на то закон; ибо и это не чуждо нашему любомудрию; так как память праведных с похвалами (Притч. 10,7.). Над мертвецем источи слезы, и якоже зле страждущ начни плач (Сир. 38, 16.), говорит некто, равно предотвращая нас и от нечувствительности и от неумеренности в скорби. Потом покажу немощь человеческого естества, помяну и о достоинстве души. Как сетующим подам должное утешение: так скорбь от телесного и временного возведу к духовному и вечному. Начну, с чего для меня всего приличнее начать. Всем вам известны родители Кесариевы; и видимы и слышимы вами их добродетели; вы подражаете и удивляетесь им, а не знающим, ежели есть таковые, рассказываете о них, избирая для сего — один то, другой другое. Да и не возможно было бы одному пересказать о всем; такое дело, сколько бы кто ни был неутомим и ревностен, требует не одного языка. Из многих же и великих качеств, похвальных в них, (да не подумают, что преступаю меру, хваля своих!), одно всех важнее и не уступает прочим в знаменитости; это — благочестие. Скажу и то, что сии почтенные люди украшены сединами, равно заслуживают уважение и за добродетель и за [243] престарелость. Тела их истощены летами, но души юнеют Богом. Отец, бывший дикою маслиной, искусно привит к маслине доброй, и до того напоен ее соками, что ему поручено прививать других, вверено врачевание душ. Сподобившись высокого сана и почтенный высоким председательством у людей сих, как второй Аарон, или Моисей, приближается он к Богу, и другим, стоящим издали, преподает Божии глаголы. Он кроток, не гневлив, спокоен по наружности, горяч духом, обилен дарами видимыми, но еще более обогащен сокровенными. Но для чего описывать, кого вы сами знаете? Если и надолго простру слово; не скажу, сколько бы надлежало, и сколько каждый из вас знает и желает слышать. Лучше предоставить всякому думать по-своему, нежели, изображая чудо словом, убавить большую часть оного. Α матерь издревле и в предках посвящена Богу; не только сама обладает благочестием, как неотъемлемым наследием, но передает оное и детям. Действительно, от святого начатка и примешение свято (Рим. 11, 16.). И она до того возрастила и приумножила сие наследие, что некоторые (скажу и сие смелое слово) уверены и уверяют, будто бы совершенства, видимые в муже, были единственно ее делом, и (что чудно) в награду за благочестие жены дано мужу большее и совершеннейшее благочестие. Всего же удивительнее то, что оба они и чадолюбивы, и христолюбивы; вернее же сказать, больше христолюбцы, нежели чадолюбцы. Для них [244] и в детях одно было утешение, чтобы прославлялись и именовались во Христе; под благочадием разумели они добродетель и приближение детей к совершенству. Они милосерды, сострадательны, многое спасают от тли, от разбойников и от миродержителя; сами из временного жилища преселяются в постоянное, и детям собирают драгоценнейшее наследие — будущую славу. Так достигли они маститой старости, равно уважаемые и за добродетель, и за возраст, исполненные дней, как преходящих, так и пребывающих. В том только не имеют они первенства между земнородными, в чем каждый из них препятствует другому стоять первым. Для них во всем исполнилась мера благополучия; разве иной исключит последнее событие, которое не знаю как назвать — испытанием ли, или Божиим смотрением. Но я назвал бы смотрением; потому что, предпослав одного из детей, который по возрасту мог скорее поколебаться, тем свободнее могут они сами отрешаться от жизни, и со всем домом возноситься к горнему. Все сие говорено мною не с намерением восхвалить родителей; ибо знаю, что едва ли бы кто успел в этом, хотя бы на похвалы им посвятил и целое слово. Я хотел только из свойства родителей показать, какова должна быть добродетель Кесариева. Не удивляйтесь же и не почитайте невероятным, что при таких родителях явил он себя достойным таких похвал. Напротив того удивительно было бы, если бы, презрев домашние и близкие примеры, подражал он [245] другим. И действительно, начало было таково, какое и приличествовало человеку, который имел благородное происхождение, и обещал в последствии жизнь превосходную. Α средину сокращу; красота, величественность роста, во всем приятность и, как бы в звуках, стройность — такие были преимущества в Кесарии, которым удивляться не наше дело, хотя для других и кажутся они немаловажными. Перейду же к последующему, о чем трудно и умолчать, хотя бы захотел. В таких правилах воспитанные и наставленные, по достаточном упражнении здесь 1 в науках, в которых, по быстроте и высокости дарований (трудно и сказать, сколько) превзошел он многих, (могу ли без слез вспомнить о сем, и от горести против обещания не изобличить себя в нелюбомудрии?) когда наступило время оставить нам родительский дом, мы в первый еще раз разлучились друг с другом. Я, по любви к красноречию, остался в процветавших тогда Палестинских училищах, а он отправился и в Александрию, в этот город, который и тогда, и доныне, был и почитался источным местом всякого образования. Какое же из совершенств его наименую первым, или важнейшим? о чем умолчу без величайшего ущерба слову? Кто доверчивее его был к наставникам? Кто дружелюбнее с сверстниками? Кто больше его убегал сообществ и [246] бесед с неблагонравными? Кто вступил в теснейшее общение с людьми отличнейшими, как с чужеземцами, так и из соотечественников наиболее одобряемыми и известными? Он знал, что короткое обращение с людьми немало способствует к навыку и в добродетели, и в пороке. Α за такие качества, кто более его отличаем был начальством, уважаем в целом городе? И хотя, по обширности города, все оставались в безвестности; однако же кто был известнее его целомудрием, славнее умом ? Какого рода наук не проходил он? Или лучше сказать, в какой науке не успел более, нежели как успевал другой, занимаясь ею одною? Кто, не только из сверстников по учению и летам, но из старших возрастом и начавших учиться прежде него, мог с ним, хотя несколько, сравниться? Он изучал все науки как одну, и одну как все. Быстрых по дарованиям побеждал трудолюбием, и неутомимых в занятиях — остротою ума; вернее же сказать: скорых превосходил скоростью, трудолюбивых — прилежанием, а преимуществовавших в том и другом — и тем и другим. Из Геометрии, из Астрономии и из науки, для других опасной 2, избирал он полезное, сколько нужно, чтобы, познав стройное течение и порядок небесных тел, благоговеть пред Творцем; а что в сей науке есть вредное, того убегал, и течению звезд не подчинял ни существ, ни явлений, как [247] делают иные, сослужебную себе тварь поставляющие наряду с Творцем ; напротив того, движение звезд, как и все прочее, приписывал он, сколько должно, Богу. Что же касается до науки чисел и их отношений, также до чудного врачебного знания, которое углубляется в свойство естеств и темпераментов и в начала болезней, чтобы исторгая корни, отсекать и ветви; то найдется ли человек столько невежественный, что дал бы Кесарию второе место, а не предпочел лучше стать первым после него, и иметь совершенство между вторыми? И все сие не осталось незасвидетельствованным; напротив того Восток, Запад и все страны, где только в последствии бывал Кесарий, служат знаменитыми памятниками его учености. Когда же в единую душу свою, как в большой корабль, нагруженный всякими товарами, собрав все добродетели и сведения, отправился он в отечественный свой город, чтобы и других наделить сокровищами своей учености; тогда случилось нечто удивительное. И как воспоминание о сем меня особенно восхищает, а может быть и вам доставит удовольствие; то не излишним будет пересказать о том кратко. Матерь, в материнских и чадолюбивых молитвах своих, просила Бога, чтобы ей обоих нас, как отпустила вместе, так и возвратившимися увидеть вкупе. Ибо мы, когда бывали вместе, казались какою-то двоицею, если не для других, то для матери, достойною благожеланий и лицезрения, хотя теперь [248] и разлучены по злобной зависти 3. Α тогда Бог, Который внемлет праведной молитве, и награждает любовь родителей к благонравным детям, подвиг нас, без всякого с нашей стороны соумышления и соглашения, одного из Александрии, а другого из Греции, одного сушею, а другого морем, прибыть в одно время и в один город. Это была Византия, город первопрестольный ныне в Европе, в котором Кесарий, по прошествии немногого времени, приобрел такую славу, что ему предложены были отличия в обществе, знатное супружество и место в Сенате. Даже по общему приговору отправлено к великому Царю 4 посольство с прошением, первый из городов, если Царь желает сделать его действительно первым и достойным сего наименования, почтить и украсить первым из ученых мужей, а чрез сие заставить, кроме прочего, говорить о Византии, что она, при иных преимуществах, изобилуя многими мужами, отличными в знании философии и других наук, имеет еще у себя врачом и гражданином Кесария. Но о сем довольно. Α что с нами тогда встретилось, хотя казалось иным одною случайностью, не имевшею ни основания, ни причины, как и многое в нашей жизни приписывается случаю: однако же для боголюбивых ясно в [249] себе показывало не дело случая, но исполнение молитвы благочестивых родителей, по которой собираются к ним дети и с суши и с моря. Не умолчу и о том прекрасном качестве Кесария, которое иным представляется, может быть, маловажным и не стоящим упоминания, но мне и тогда казалось, и теперь кажется весьма важным, если только похвально братолюбие. И когда ни буду говорить о делах Кесариевых, не перестану причислять сего к первым совершенствам. В Византии, как сказал я, удерживали его почестями, и ни под каким предлогом не соглашались отпустить. Однако же превозмог я, во всем уважаемый и высоко ценимый Кесарием; я убедил его исполнить моление родителей, свой долг к отечеству, а также и мое желание; убедил продолжить путь, и притом вместе со мною, предпочесть меня не только городам и народам, почестям и выгодам, которые отвсюду обильно или уже лились к нему, или льстили надеждою, но едва и не самому Государю и его приказаниям. Что до меня, то с сего времени, отбросив всякое честолюбие, как тяжкое иго властелина или мучительную болезнь, решился я посвятить себя любомудрию и стремиться к горней жизни; или лучше сказать, такое желание началось во мне ранее сего, но образ жизни принят после. Кесарий же первые плоды учености посвятил своей родине, и своими трудами заслужив должное уважение, потом увлечен был желанием славы и, как меня уверял, желанием сделаться полезным для города. Он отправился к царскому двору, — что мне [250] не совсем нравилось, и не по моему было расположению; ибо (извинюсь пред вами) для меня лучше и выше быть последним у Бога, нежели занимать первое место у земного цари. Однако же поступок Кесариев не заслуживал и укоризны; ибо жизнь любомудренная, как всего выше, так и всего труднее; она и возможна не для многих, а только для тех, которые призваны к сему высоким Божиим Умом, благопоспошествующим в благом предприятии. Но не маловажно и то, ежели кто, избрав второй род жизни, сохраняет непорочность, и более помышляет о Боге и о своем спасении, нежели о своей славе; кто действуя на позорище сего мира, хотя принимает почести, как сень или личину разнообразного и временного, однако же сам живет для Бога и блюдет в себе образ, о котором знает, что получил его от Бога, и за который обязан дат отчет Даровавшему. Α я знаю, что таков точно был образ мыслей Кесария. — Ему дается первое место между врачами; для чего не потребовалось и больших усилий, а стоило только показать ему свои сведения, или даже одну предварительную часть своих сведений. Вскоре включен он в число приближенных к Государю, и получает самые высокие почести. Между тем предлагает высшим чиновникам пособия своего искусства безмездно, зная, что к возвышению всего вернее ведет добродетель и известность, приобретенная честными средствами. Α чрез сие далеко превзошел он славою тех, ниже которых был чином. Все любили его за целомудрие, и поверяли ему свое [251] драгоценнейшее 5, не требуя с него Гиппократовой клятвы; даже простодушие Кратесово в сравнении с Кесариевым было ничто. Всеми он уважаем был более и того, чего стоил; и хотя ежедневно удостаивался важных отличий, однакоже и сами Государи, и все первые после них люди в государстве, почитали его достойным впредь еще больших почестей. Всего же важнее то, что ни слава, ни окружающая роскошь не могли повредить благородства души его. Напротив того, при многих и важных отличиях, одно только достоинство почитал он первым, — и быть и именоваться Христианином; а все прочее, в сравнении с сим, казалось ему игрушкою и суетою. Другим предоставлял он забавляться тем, как бы на театре, который наскоро строят, и потом разбирают, или скорее ломают, нежели установляют; что и действительно видим в многочисленных переворотах жизни и в переменчивости счастья, так что подлинное и несомненно постоянное благо одно, именно: благочестие. Таковы были плоды Кесариева любомудрия и под хламидою 6! В таких мыслях он жил и умер, явив и доказав, по внутреннему человеку, пред Богом еще большее благочестие, нежели какое было видимо людьми! Но если должно мне прейти молчанием другие его дела, покровительство сродникам, впадшим в несчастие, презрение к надменным, одинаковое [252] уважение к друзьям, свободу пред начальниками, подвиги за истину, весьма часто и за многих сочиняемые слова, не только сильные доводами, но отличающиеся благочестием и одушевлением: то вместо всего этого нужно сказать об одном знаменитейшем из всех его дел. Рассвирепел на нас царь 7 злоименный; он вознеистовствовал прежде на себя, отвергшись веры во Христа, а потом стал уже нестерпим и для других. Не смело, не по примеру других христоненавистников, передался он в нечестие, но прикрывал гонение личиною кротости, и подобно тому пресмыкающемуся змию, который владел его душою, всякими ухищрениями завлекал несчастных в одну с собою бездну. Первою же из его хитростей и козней было — страждущих за Христианство наказывать, как злодеев, чтобы нам не иметь и чести Мучеников; ибо и в сем завидовал Христианам сей великий муж. Α вторая лесть состояла в том, что делу своему придавал имя убеждения, а не насилия; чтобы произвольно уклоняющимся в нечестие тем больше было стыда, чем меньше предлежало им опасности. И он привлекал, кого деньгами, кого чинами, кого обещаниями, кого разного рода почестями, предлагая их в глазах всех не по-царски, но совершенно раболепно. На всех же старался действовать очаровательностью речей и собственным примером. Кроме многих других, делает он [253] покушение и на Кесария. Какое тупоумие и даже безумие — надеяться, что уловит Кесария, моего брата и сына таких родителей! Да позволено будет продлить слово и насладиться повествованием, как услаждались присутствовавшие при сем чудном деле! Доблественный муж, оградившись знамением Христовым, и вместо щита прикрывшись великим словом, предстает вред сильного по оружию и великого по дару слова, не теряет твердости, слыша льстивые речи, а является, как борец, готовый подвизаться словом и делом против сильного в том и другом. И так поприще открыто; вот и подвижник благочестия! — С одной его стороны Подвигоположник Христос, вооружающий борца Своими страданиями, с другой — жестокий властелин, то обольщающий приветливыми речами, то устрашающий обширностью власти. И зрителей также два рода: одни остаются еще в благочестии, другие увлечены уже властелином; но те и другие внимательно наблюдают, какой оборот примет дело; и мысль, кто победит, приводит их в большее смущение, нежели самих ратоборцев. Не убоялся ли ты за Кесария, не подумал ли, что успех не будет соответствовать его ревности? Но не сомневайтесь: победа со Христом, победившим мир. Всего более желал бы я пересказать теперь, что было тогда говорено и предлагаемо; потому что в сем прении немало расточено тонких оборотов и красот, которые не неприятно было бы для меня возобновить в памяти. Но это вовсе не приличествовало бы времени и предмету слова. Кесарий [254] решил все словоухищрения его, отверг скрытные и явные обольщения, как детские игрушки, и громко возвестил, что он Христианин, и будет Христианином: однако ж Царь не удалил его от себя совершенно. Ему сильно хотелось пользоваться и хвалиться Кесариевою ученостью; и при сем-то случае произнес он следующие, часто повторяемые у всех, слова: «Благополучный отец! злополучные дети!» Ибо сим поруганием он благоволил почтить вместе и меня, известного ему по Афинскому образованию и благочестию. Между тем Кесарий, сберегаемый до второго представления к Царю, которого гнев Божий благовременно вооружил против Персов, возвратился к нам, как блаженный изгнанник, как победоносец, не обагренный кровью и прославленный бесчестием более, нежели блистательными отличиями. Такая победа, по моему суждению, гораздо выше и почтеннее Юлианова могущества, высокой багряницы и драгоценной диадемы. И повествованием о сем превозношусь я более, нежели как стал бы превозноситься, если бы Кесарий разделял с ним целое царство. Если он уступает злым временам, то делает по нашему закону, который повелевает бедствовать за истину, когда потребуют обстоятельства, и не изменять благочестию из робости, но также и не вызываться, пока можно, на опасность, как страшась за свою душу, так щадя и тих, которые повергают нас в опасность. Когда же мрак рассеялся, далекая страна прекрасно решила дело, оружие очищенное (Пс. 7, 13.) [255] низложило нечестивца, а Христиане снова восторжествовали: нужно ли говорить, с какою тогда славою и честью, при каких и скольких засвидетельствованиях, принят опять к царскому двору Кесарий, как будто он чрез сие оказывал, а не сам получал, милость? Новая почесть заступила место прежней. И хотя Государи переменялись по времени; однако же доброе мнение о Кесарии и его первенство при Дворе было непоколебимо. Даже Государи препирались между собою в том, кто из них более ласкал Кесария, и кто имел более права назвать его искреннейшим другом и приближенным. Таково было благочестие Кесариево, и таково воздаяние за благочестие! Пусть слышат о сем и юноши и мужи, и пусть тою же добродетелью снискивают подобную знаменитость все, которые домогаются оной, и почитают ее частью благополучия! Только благих трудов плод благословен (Премудр. 3, 15). Но вот еще чудное событие в жизни Кесариевой, которое служит сильным доказательством богобоязненности, вместе и его собственной, и родителей его. Кесарий проживал в Вифинии, и был начальником по такой части, которая близка к самому Государю. Он был хранителем царской казны, и имел под своим смотрением сокровища. Α сим Государь пролагал для него путь к высшим чинам. Но во время недавнего в Никее землетрясения, которое, как сказывают, было ужаснее дотоле памятных, и, почти всех застигло и истребило вместе с великолепием города, из знатных жителей едва ли не один, или [256] весьма с немногими, спасается от гибели Кесарий. И спасение совершилось невероятным для него самого образом: он был покрыт развалинами и понес на себе только малые признаки опасности, сколько нужно сие было для него, чтобы принят страх наставником высшего спасения, и оставив служение коловратному, из одного царского двора поступив в другой, совершенно перейти в горнее воинство. Он сам встретился с такою мыслью, и ревностно возжелал ее исполнения, как уверял меня в письмах своих; а я воспользовался случаем присоветовать то, к чему и прежде не переставал увещевать, сожалея, что великие его дарования обращены на худшее, что душа столько любомудрая погружена в дела общественные, и уподобляется солнцу, закрытому облаком. Но спасшись от землетрясения, Кесарий не спасся от болезни, потому что был человек: и первое принадлежало ему собственно, а последнее было ему общим со всеми; первым одолжен он благочестию, а в последнем действовала природа. Так утешение предшествовало горести, чтобы мы, пораженные его смертью, могли похвалиться чудным его спасением в то время. И теперь сохранен для вас великий Кесарий; пред нами драгоценный прах, восхваляемый мертвец, переходящий от песнопений к песнопениям, сопровождаемый к алтарям мученическим, чествуемый и святыми руками родителей, и белою одеждою матери, заменяющей в себе горесть благочестием и слезами, которые препобеждаются любомудрием, и псалмолениями, которыми укрощается плач; пред нами [257] приемлющий почести достойные души новосозданной, которую Дух преобразовал водою. Таково тебе, Кесарий, погребальное от меня приношение! прими начатки моих речей; ты часто жаловался, что скрываю дар слова; и вот — на тебе надлежало ему открыться! Вот от меня тебе украшение, и очень знаю, что оно для тебя приятнее всякого другого украшения! Не принес я тебе шелковых волнующихся и мягких тканей, которыми ты не увеселялся и прежде, потому что украшал себя одною добродетелью. Не принес и тканей из чистого льна, не возлил многоценных благовоний, с которыми ты и при жизни отсылал в женские чертоги, и которые благоухают не долее одного дня; не принес чего-либо другого, столь же ничтожного и уважаемого людьми ничтожными; так как все сие, вместе с прекрасным телом твоим, покрыл бы ныне этот холодный камень. Прочь от меня с теми языческими игрищами и представлениями, которые совершались в честь несчастных юношей, и при которых за маловажные подвиги предлагались маловажные награды! Прочь с теми обрядами, в которых насыпями, приношением начатков, венцами и свежими цветами упокоивали усопших человеков, покоряясь более отечественному закону и неразумию горести, нежели разуму! Мой дар — слово; оно, переходя далее и далее, достигнет, может быть, и будущих времен, и не попустит, чтобы преселившийся отселе совершенно нас оставил, но сохранит его навсегда для слуха и сердца, явственнее картины представляя изображение [258] возлюбленного. Таково мое приношение! Если оно маловажно и не соответствует твоим достоинствам; то по крайней мере благоугодно Богу, как соразмерное силам. Притом, мы воздали часть, а другую, кто останется из нас в живых, воздаст при годичном чествовании и поминовении. Α ты, божественная и священная глава, вниди в небеса, упокойся в недрах Авраамовых (что ни знаменовали бы оные), узри лик Ангелов, славу и великолепие Блаженных, или лучше, составь с ними один лик, и возвеселись, посмеваясь с высоты всему здешнему, так называемому, богатству, ничтожным достоинствам, обманчивым почестям, заблуждению чувств, превратностям сей жизни, беспорядку и недоразумениям как бы среди ночного сражения! И да предстоишь Великому Царю, исполняясь горнего света, от которого и мы, прияв малую струю, сколько может изобразиться в зерцале и гаданиях, да взойдем наконец к Источнику блага, чистым умом созерцать чистую истину, и за здешнее ревнование о добре обрести ту награду, чтобы насладиться совершеннейшим обладанием и созерцанием добра в будущем! Ибо сие составляет цель нашего тайноводства, как прорицают и Писание и Богословы. Что остается еще? — Предложить врачевство слова скорбящим. Для плачущих действительнейшее пособие то, которое подано сетующим с ними. Кто сам чувствует равную горесть, тому удобнее утешать страждущих. Притом слово мое обращается наипаче к тем, за которых было бы мне стыдно, если бы они не превосходили так же [259] всех в терпении, как превосходят во всякой другой добродетели. Ибо они, хотя паче всех чадолюбивы, однако же паче всех и любомудры, и христолюбивы. Как сами всего более помышляют о преселении отсюда, так и детей научили тому или, лучше сказать, целая жизнь определена у них на помышление о смерти. Если же горесть омрачает мысли и, подобно гноетечению из глаз, не позволяет чисто рассмотреть, что должно; то да приимут утешение старцы от юного, родители от сына, подававшие многим советы и приобретшие долговременную опытность от того, кто сам имеет нужду в их советах. Не удивляйтесь же, если, будучи юным, даю уроки старцам; и то ваше, если умею видеть иное лучше седовласых. Сколько еще времени проживем мы, почтенные и приближающиеся к Богу старцы? Долго ли еще продлятся здешние злострадания? Непродолжительна и целая человеческая жизнь, если сравнить ее с Божественным и нескончаемым естеством. Еще более краток остаток жизни, и так сказать, прекращение человеческого дыхания, окончание временной жизни. Чем предварил нас Кесарий? Долго ли нам оплакивать его, как отшедшего от нас? Не поспешаем ли и сами к той же обители? Не покроет ли и нас вскоре тот же камень? Не сделаемся ли, по малом времени, таким же прахом? В сии же краткие дни, не столько приобретем доброго, сколько увидим, испытаем, а может быть, сами сделаем худого; и потом принесем общую и непременную дань закону природы. Одних сопроводим, другим будем [260] предшествовать; одних оплачем, для других послужим предметом плача, и от иных восприимем слезный дар, который сами приносили умершим. Такова временная жизнь наша, братия! Таково забавное наше появление на земле — возникнуть из ничего, и возникнув разрушиться! Мы то же, что беглый сон, неуловимый призрак, полет птицы, корабль на море, следа не имеющий, прах, дуновение, весенняя роса, цвет, временем рождающийся и временем облетающий. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет ( Пс. 102, 15); прекрасно рассуждал о нашей немощи божественный Давид. Он тоже говорит в следующих словах: умаление дней моих возвести ми (Пс. 101, 24); и меру дней человеческих определяет пядями (Пс. 38, 6). Что же сказать вопреки Иеремии, который и к матери обращается с упреком, сетуя на то, что родился, и притом по причине чужих грехопадений (Иер. 15, 10.)? Видех всяческая, говорит Екклесиаст; обозрел я мыслию все человеческое, богатство, роскошь, могущество, непостоянную славу, мудрость, чаще убегающую, нежели приобретаемую; неоднократно возвращаясь к одному и тому же, рассмотрел опять роскошь, и опять мудрость, потом сластолюбие, сады, многочисленность рабов, множество имения, виночерпцев и виночерпиц, певцов и певиц, оружие, оруженосцев, коленопреклонения народов, собираемые дани, царское величие, все излишества и необходимости жизни, все, чем превзошел я всех до меня бывших царей: и что же во всем этом? все суета суетствий, всяческая суета и [261] произволение духа (Екл. 1, 2. 14.), то есть, какое-то неразумное стремление души и развлечение человека, осужденного на сие, может быть, за древнее падение. Но конец слова, говорит он, все слушай, Бога бойся (Екл. 12, 13.); здесь предел твоему недоумению. И вот единственная польза от здешней жизни, — самым смятением видимого и обуреваемого руководиться к постоянному и незыблемому. И так будем оплакивать не Кесария, о котором знаем, от каких зол он освободился, но себя самих; ибо знаем, для каких бедствий оставлены мы, и какие еще соберем для себя, если не предадимся искренно Богу, если, обходя преходящее, не поспешим к горней жизни, если живя на земле, не оставим землю, и не будем искренно последовать Духу, возводящему в горнее. Сие прискорбно для малодушных, но легко для мужественных духом. Рассмотрим еще и то: Кесарий не будет начальствовать, но и у других не будет под начальством; не станет вселять в иных страха, но и сам не убоится жестокого властелина, иногда недостойного, чтобы ему начальствовать; не станет собирать богатства, но не устрашится и зависти, или не повредит души несправедливым стяжанием и усилием присовокупить еще столько же, сколько приобрел. Ибо таков недуг богатолюбия, что не имеет предела в потребности большего, и врачует себя от жажды тем, что непрестанно пьет. Кесарий не сложит новых речей, но за речи же будет в удивлении; не будет рассуждать об учении Гиппократа, Галена и их [262] противников, но не станет и страдать от болезней, из чужих бед собирая себе скорби; не будет доказывать положений Евклида, Птоломея и Герона, но не станет и сетовать о надмевающихся сверх меры невеждах; не станет показывать своих сведений в учении Платона, Аристотеля, Пиррона, Демокритов, Гераклитов, Анаксагоров, Клеанфов, Епикуров, и еще не знаю кого из почтенных Стоиков, или Академиков, но не будет и заботиться о том, как решить их правдоподобия. Нужно ли мне упоминать о чем либо другом? Но что конечно всякому дорого и вожделенно, у него не будет ни жены, ни детей. За то ни сам не станет их оплакивать, ни ими не будет оплакиваем; не останется после других и для других памятником несчастия. Он не наследует имения, за то будет иметь наследников, каких иметь всегда полезнее, и каких сам желал, чтобы переселиться отселе обогащенным и взять с собою все свое. И какая щедрость! какое новое утешение! какое великодушие в исполнителях! Услышана весть, достойная общего слышания, и горесть матери истощается прекрасным и святым обетом — все, что было у сына, все его богатство, отдать за него в погребальный дар, и ничего не оставлять ожидавшим наследства. Ужели и сего недостаточно к утешению? Предложу сильнейшее врачевство. Для меня убедительны слова мудрых, что всякая добрая и боголюбивая душа, как скоро, по разрешении от сопряженного с нею тела , освободится отселе, приходит в состояние чувствовать и созерцать ожидающее ее [263] благо, а по очищении, или по отложении (или еще, не знаю как выразить) того, что ее омрачало, услаждается чудным каким-то услаждением, веселится и радостно шествует к своему Владыке; потому что избегла здешней жизни, как несносного узилища, и свергла с себя лежавшие на ней оковы, которыми крыла ума влеклись долу. Тогда она в видении как бы уже пожинает уготованное ей блаженство. Α потом и соприрожденную себе плоть, с которою упражнялась здесь в любомудрии, от земли, ее давшей и потом сохранившей, восприяв непонятным для нас образом и известным только Богу, их соединившему и разлучившему, — вместе с нею вступает в наследие грядущей славы. И как, по естественному союзу с плотью, сама разделяла ее тягости, так сообщает ей свои утешения, всецело поглотив ее в себя 8, и соделавшись с нею единым духом, и умом, и богом, после того как смертное и преходящее пожерто жизнью. Послушай же, как любомудрствует божественный Иезекииль о совокуплении костей в жил (Иез. 37.), а за ним и божественный Павел о скинии земной и о храмине нерукотворенной, из которых одна разорится, а другая уготована на небесех (2 Кор. 5, 1.). Он говорит, что отъити от тела значит внити ко Господу; и жизнь в теле оплакивает как отхождение от Господа, и потому желает и [264] поспешает отрешиться от тела. Для чего же мне малодушествовать в надежде? Для чего прилепляться к временному? Дождусь Архангельского гласа, последней трубы, преобразования неба, претворения земли, освобождения стихий, обновления целого мира. Тогда увижу и самого Кесария не отходящим, неизносимым, не оплакиваемым, не сожалениями сопровождаемым, но святым, прославленным, превознесенным, каким ты, возлюбленнейший из братий и братолюбивейший, неоднократно являлся мне во сне, потому ли, что так изображало тебя мое желание, или потому, что это была самая истина. Α теперь, оставив слезы , обращусь к себе, чтобы самому против воли не сделаться достойным слез, и рассмотрю свое положение. Сынове человечестии (ибо к вам простирается слово), доколе тяжкосердии и дебелы мыслию, вскую любите суету, и ищете лжи (Пс. 4, 3.), почитая здешнюю жизнь чем-то великим, и немногие дни сии многочисленными, а сего вожделенного и приятного разлучения отвращаясь, как чего-то тяжкого и ужасного? Еще ли не познаем самих себя? не отвергнем видимого? не обратим взоров к мысленному? Ежели скорбеть о чем-нибудь должно, то не поболезнуем ли о продолжении пришельствия (Пс. 109, 5.), вместе с божественным Давидом, который называет все земное селениями тьмы 9, местом озлобления (Пс. 43, 20.), тимением глубины (Пс. 68, 3.), сению смертною [265] (Пс. 106, 10.)? Поболезнуем; потому что медлим в гробах, которые носим с собою; потому что мы, бывшие богами, умираем, как люди греховною смертью. Сей-то страх объемлет меня; о сем помышляю день и ночь; не позволяют мне успокоиться и будущая слава и будущий суд. Одной столько желаю, что могу сказать: исчезает во спасение Твое душа моя (Пс. 118, 81.); а другого ужасаюсь и отвращаюсь. И страшит меня не то, что сие тело мое, удоборазрушаемое и тленное, совершенно погибнет, но то, что славное творение Божие (славное, когда преуспевает в добре, а равно и бесчестное, когда грешит), творение, в котором есть ум, закон и надежда, осуждено будет на одинаковое бесславие с неразумными, и по разлучения с телом станет ничем его не лучше, чего и желали бы люди порочные и достойные будущего огня. О если бы мне умертвить уды, яже на земли (Кол. 3, 5.)! О если бы мне, идя путем узким, для немногих проходимым, а не широким и легким, все принести в жертву духу! ибо славно и велико то, что последует за сим; уповаемое более того, чего мы достойны. Что есть человек, яко помниши его (Пс. 8, 5.)? Какая это новая обо мне тайна! Мал я и велик, унижен и превознесен, смертен и бессмертен, я вместе земный и небесный! Одно у меня общее с дольним миром, а другое — с Богом; одно — с плотью, а другое — с духом! Со Христом должно мне спогребстись, со Христом воскреснуть, Христу сонаследовать, стать сыном Божиим, даже богом! [266] Видите, куда наконец возвело нас слово. Я готов почти благодарить постигшую нас горесть, которая расположила меня к такому любомудрию, и даже соделала пламенно желающим преселиться отселе. Сие предназначает нам великая тайна, предназначает Бог, за нас вочеловечившийся и обнищавший, чтобы восставить плоть, спасти образ и воссоздать человека, да будем вси едино о Христе, Который во всех нас соделался совершенно всем тем, что Сам Он есть; да не будет в нас более ни мужеский пол, ни женский, ни варвар, ни Скиф, ни раб, ни свободь (Гал. 3, 28. 29.), так как это плотские признаки; но да имеем един Божий Образ, Которым и по Которому мы созданы; да изобразится и отпечатлеется в нас Оный столько, чтобы по Нем только могли узнавать нас. И в сем надеемся успеть по великому человеколюбию великодаровитого Бога, Который, требуя малого, искренно любящим Его, и в настоящем и в будущем, дарует великая, будем все переносить, все терпеть ради любви к Нему и по упованию, за все благодарить, как за десная, так и за шуяя, то есть, за приятное и за скорбное; потому что Божие слово часто и последнее обращает в оружие спасения (2 Кор. 6, 7.). Вверим Богу и наши души, и души тех, которые предварили нас в месте успокоения; потому что были на общем пути как бы готовее нас. И сам, шествуя тем же путем, прекращу здесь слово. Но прекратите слезы и вы, поспешающие ко гробу своему, ко гробу, который приемлет от вас Кесарий в дар скорбный и [267] всегдашний; ко гробу, который уготовлялся родителям и благовременен был для старости, но Распорядителем дел наших дарован сыну и юности, хотя и не в обыкновенном порядке, однако же не вне порядка. Ты же, Владыка и Творец всяческих, а по преимуществу, сего создания 10! Боже людей Твоих, Отец и Правитель, Господь жизни и смерти! Хранитель и Благодетель душ наших, все благовременно творящий и предуготовляющий художническим Словом, как Сам ведаешь, во глубине премудрости и мироправления! Приими ныне Кесария в начаток нашего отшествия. Хотя он последний из нас; однако же первым предаем его судьбам Твоим, которыми все держится. Α напоследок и нас, сохранив в теле, доколе полезно, приими во время благопотребное; приими уготованных, не смущенных, не предающихся бегству в последний день, не насильно отсюда увлекаемых, что бывает с душами миролюбивыми и плотолюбивыми, но благодушно отходящих к тамошней жизни долговечной и блаженной, к жизни во Христе. Аминь. Комментарии1. В Назианзе. 2. Астрологии. 3. То есть, диавола, который, своею прелестью склонив прародителей к преслушанию, подверг всех нас осуждению и смерти. 4. Констанцию, которого не было тогда в Константинополе. 5. Здоровье. 6. Сенаторскою одеждою. 7. Юлиан отступник. 8. Св. Богослов указует на истину, раскрытую 1 Кор. 15, 42-44. 53. 54. 9. Селения тьмы, по изъяснению Св. Богослова, как вероятно, суть тоже, что и селения Кидарские (Пс. 119, 6.). 10. Кесария. |
|