97. УТЕШИТЕЛЬНОЕ (101).
Возвращаясь из Армении, по случаю чей-то смерти утешает кого-то, особенно огорченного сею смертью. (Писано в 372 году).
Кто посылает первое письмо, тому справедливо желать, чтобы содержание письма было радостное. Это [202] согласовалось бы и с моим расположением; потому что всем, решившимся жить благочестно, во все продолжение жизни желаю благоуспешности в добром. Но поелику распоряжающий жизнью нашею Господь, по неизреченной Своей премудрости, бес сомнения, к душевной нашей пользе, определил совершиться тому, что жизнь твою сделало горестною, а меня, который соединен с тобою любовью по Богу, и о случившемся с тобою узнал от братий наших, привело в сострадание: то показалось мне необходимым, по возможности, предложить тебе утешение. Поэтому, если бы можно было дойти до места, где случается проживать твоему благородию, то прежде всего сделал бы я это. Поелику же и телесная немощь и множество лежащих на мне дел, даже и то путешествие, которое уже мною совершается, обратили в великий вред для наших Церквей: то за лучшее признал я посетить твою степенность письмом, напоминая тебе, что самые скорби, по воле посещающего нас ими Господа, приключаются рабам Божиим не напрасно, но для изведания на опыте истинной любви к сотворившему нас Богу. Ибо как борцов подъятые во время подвига труды ведут к венцам, так и христианин испытание в искушениях ведет к совершенству, если Господни о нас распоряжения принимаем с надлежащим терпением и со всяким благодарением. Все управляется благостью Владыки. Что ни случается с нами, мы не должны принимать сего за огорчительное, хотя бы в настоящем и чувствительно трогало оно нашу немощь. Хотя не знаем законов, по которым все, что ни бывает с нами, посылается нам от Владыки во благо; однако же должны мы быть уверены в том, что случившееся с нами, без сомнения, полезно, или нам самим по причине награды за терпение, или душе у нас похищенной, чтобы она, [203] замедлив далее в сей жизни, не заразилась пороком, водворившимся в мире. Ибо если бы надежды христиан ограничивались сею жизнью, то справедливо было бы признать прискорбным раннее разлучение с телом. Но если для живущих по Богу началом истинной жизни есть разрешение души от сих телесных уз; то для чего нам печалиться, как не имеющим упования? Итак послушайся моего совета, и не падай под тяжестью горя, но покажи, что ты выше его, и не поддаешься ему.
|