92. К СОФРОНИЮ МАГИСТРУ (96).
Изображает, какую потерю понесла Каппадокия в лице отнятого у нее по клеветам правителя (вероятно, Илии), и просит Софрония представить его царю и защитить пред ним. (Писано в 372 г.).
Кто так любит отечество, как ты, который наравне с родителями почитаешь произведшую тебя [191] в свет и воспитавшую родину, желаешь благ и вообще всему городу и в частности каждому, даже не только желаешь, но и подтверждаешь свои благожелания собственными делами? Ибо ты, с Божиею помощью, можешь делать подобные дела, и о если бы при такой своей доброте, мог и, как можно, долее делать их! Впрочем и при тебе отечество наше богатело только во сне. Попечение о нем вверено было человеку, которому, как говорят знающие что было у нас в старину, доселе не бывало другого равного начальника. Но у него вскоре отнят этот человек по навету людей, которые благородный и не льстивый нрав сего мужа обратили в повод к вражде на него и сложили клеветы, не допустив сего до слуха твоего совершенства. Потому все мы вообще сетуем, лишившись начальника, который один мог восстановить наш город, преклонивший уже колена, был истинным стражем правды, был доступен обиженным, страшен преступникам закона, равно и бедным и богатым, и что всего важнее, возвратил христианству древнюю честь его. А то, что был он самый неподкупный из известных нам людей и в угодность кому-либо не делал ничего вопреки справедливости, прехожу молчанием, как самое малое между прочими его доблестями.
Правда, что свидетельствую об этом, пропустив надлежащее время, утешая сам себя, как поющий про одного себя, и не принося никакой пользы делу. Впрочем не бесполезно и сие, что в великой душе твоей останется памятование о сем человеке, и возымеешь к нему благодарность, как к благодетелю твоего отечества; и если кто из раздражающихся тем, что его не предпочли справедливости, станет нападать на него, ты заступишься и защитишь, для всякого сделав явным, что [192] почитаешь для себя этого человека своим, достаточною причиною к таковому признанию полагая доброе о нем свидетельство, и действительный опыт, превышающий собою меру времени; потому что, чего бы не сделал другой во многие годы, то совершенно им в короткое время. А достаточная для нас милость и достаточное утешение в постигшем нас, если представишь его царю и разрушишь взведенные на него клеветы. Воображай, что все отечество говорит тебе это одним моим голосом, а таково общее всех желание, чтобы этот человек, при содействии твоего совершенства, остался в делах своих не безуспешным.
|