Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

88. К ИТАЛИЙСКИМ И ГАЛЛЬСКИМ ЕПИСКОПАМ.

От имени восточных епископов, которые не только находят утешение в рассказе своих бедствий, но и питают надежду, что западные, узнав от Савина о делах на востоке, придут к ним на помощь, изображает бедствия восточных Церквей, и просит епископов поспешить своим вспомоществованием делу Церкви. (Писано в 372 году).

Боголюбивейшим и преподобнейшим братиям, сослужителям в Италии и Галлии, единодушным [182] епископам, Мелетий, Евсевий, Василий, Васс, Григорий, Пелагий, Павел, Анфим, Феодот, Вит, Авраамий, Иовин, Зинон, Феодорит, Маркиан, Варах, Авраамий, Ливаний, Фалассий, Иосиф, Воиф, Иатрий, Феодот, Евстафий, Варсума, Иоанн, Хосрой, Иосакес, Нарсес, Марис, Григорий, Дафн желают радоваться о Господе.

Душам болезнующим приносит некоторое облегчение и вздох, часто исторгающийся из сердечной глубины, иногда же и источенные слезы рассеивали большую часть скорби. А нам высказать страдания свои пред вашей любовью доставляет более утешения, чем воздыхания и слезы, даже лелеет нас некоторая добрая надежда, что, если объявим вам свои огорчения, то, может быть, возбудим вас оказать нам помощь, которой давно ожидали от вас восточным Церквам, но еще не получили, конечно, потому, что Бог, премудро распоряжая нашими делами по незримым судам Своей правды, устроил так, чтобы мы долее боролись с сими искушениями. Ибо вам, досточестнейшие братия, не безызвестны дела наши, о которых слух дошел и до крайних пределов вселенной, и вы не лишены сострадательности к единодушным с вами братиям, будучи учениками Апостола, который учит, что любовь к ближнему есть исполнение закона (Рим. 13, 10.) Но как сказал я, стремление ваше удерживал праведный суд Божий, продолжающий время исполнения скорби, наложенной на нас за грехи наши.

Но теперь, по крайней мере, просим вас возбудиться ревностью по истине и состраданием к нам, когда и то все, что доселе избегало вашего слуха, узнали вы от благовейнейшего брата нашего, содиакона Савина, который может сам от себя пересказать вам, что и не входит в письмо. [183] Чрез него просим вас облечься во утробы щедрот (Кол. 3, 12), отложить всякое медление, принять же на себя труд любви, и не брать в расчет ни дальности пути, ни домашних недосугов, ни других человеческих препятствий.

Не одна Церковь в опасности, даже не две или три Церкви подвергаются жестокой этой буре: почти от пределов Иллирика до Фиваиды свирепствует зловредная ересь, которой лукавые семена брошены сперва злоименным Арием, глубоко же укорененные многими, которые после Ария прилежно возделывали нечестие, произрастили теперь тлетворные плоды. Догматы благочестия извращены, уставы Церкви нарушены; любоначалие людей, не боящихся Господа, кидается за начальственными должностями, и председательство въявь уже предлагается в награду за нечестие: почему, кто произносил более тяжкие хулы, тот предпочтительнее других избирает на епископство в народе; исчезла сановность священническая; мало людей, пасущих стадо Господне разумно; сбереженное для бедных честолюбцы непрестанно тратят на свои удовольствия и на раздачу подарков; не видно точного исполнения церковных правил; много стало свободы – грешить: ибо достигающие начальства человеческим усердием в благодарность за сие самое усердие воздают тем, что все дозволяют в угодность грешащим. Погиб правдивый суд; всякий ходит по воле сердца своего; порок не знает себе меры; народ не слушает увещаний; в предстоятелях не достает дерзновения; потому что приобретшие себе власть чрез людей стали рабами оказавших им милость. У иных придумано уже и оружие для междоусобной брани, именно защита православия, и прикрывая частные свои вражды, выставляют на вид, что враждуют за благочестие. А другие, отклоняя от себя обличение [184] в самых гнусных делах, доводят парод до неистовства, поощряя к взаимным спорам, чтобы общими бедствиями прикрыть свое худое состояние. Поэтому брань сия непримирима: сделавшие худое страшатся общего мира; потому что он обнаружит тайная их срама. Сверх этого неверные смеются, маловерные колеблются; вера сомнительна, неведение проливается в души, потому что злонамеренно искажающие учение подделываются под истину. Молчат уста благочестивых, развязан всякий хульный язык, святое осквернено; здравомыслящие в народе бегут от молитвенных домов, как от училищ нечестия, и по пустыням со стенаниями и слезами подъемлют руки к небесному Владыке. Конечно, и до вас достигло, что делается в большей части городов; народ с женами, детьми и даже старцами, вне городских стен, под открытым небом, совершают молитвы, с великим терпением перенося страдания от воздушных перемен, и ожидая себе помощи от Господа. Какой плач соответствен сим бедствиям? Какие источники слез будут достаточны для стольких несчастий?

Итак, пока еще некоторые, по-видимому, не пали, пока хранится еще след древнего состояния, прежде нежели постигло Церкви совершенное крушение, поспешите к нам, поспешите уже, ей! просим вас, искреннейшие братия; подайте руку падшим на колена. Да подвигнется к нам братское ваше сердоболие, да прольются слезы сострадательности! Не пренебрегите тем, что половина вселенной погружена в заблуждение. Не потерпите, чтобы угасла вера у тех, у кого воссияла первоначально.

А что сделать вам в пособие делам, и как оказать сострадание к скорбящим, этому без сомнения, не нужно учить вас, но Сам Дух Святый внушит вам сие. Впрочем скажем, что нужно [185] скорость в спасении оставшихся и прибытие большого числа братий, чтобы прибывшие составили полный собор, и для поправления дел имели достоверность не только по важности приславших, но и по числу своему. Пусть они возобновят исповедание веры, составленное отцами нашими в Никее, изгонят ересь, предложат Церквам слово мира, приведя к единодушию одинаково думающих. Ибо, конечно, всего более достойно сожаления, что и здоровое по видимости разделилось само в себе, и обстоят нас бедствия, как видно, подобные тем, в каких прежде был Иерусалим во время осады Веспасиановой. Ибо Иерусалимляне вместе и стеснены были внешнею войной, и в то же время истребляемы внутренними мятежом единоплеменников. А у нас, сверх открытой брани еретиков, воздвигнутая еще брань теми, которые признаются православными, довела Церкви до крайнего изнеможения. Потому и имеем особенную нужду в вашей помощи, чтобы исповедавшие апостольскую веру, прекративши у себя выдуманные ими расколы, подчинились, наконец, полномочию Церкви, и тело Христово соделалось совершенным, будучи снова всеми членами приведено во всецелость; и не только ублажили мы блага, видимые у других, как делаем теперь, но и у себя самих увидели Церкви восприявшими похвалу древнего православия. Ибо подлинно достойно высочайшего ублажения дарованное от Господа вашему богочестию, различать поддельное от стоящего цены и чистого, проповедовать же без всякого отступления веру отцев, которую мы приняли, и признаем изображенною начертаниями, взятыми у Апостолов, согласуясь и с нею и со всем, что по правилам и уставам поставлено в соборном послании.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.