|
86. СВЯТЕЙШИМ БРАТИЯМ И ЕПИСКОПАМ НА ЗАПАДЕ (90). Описывает радость, с какою на востоке приняты послания западных епископов и доставивший оные Савин; изъявляет надежду свою на помощь западных христиан, а для сего изображает бедствия Церкви восточной; наконец свидетельствует о согласии восточных на все, что сделано западными на основании правил. (Писано в 372 году). Благий Бог, Который всегда вместе с скорбями соединяет и утешение, и ныне при множестве болезней дал нам обрести не малое некое утешение в письмах, которые переслал к нам досточестнейший отец наш, епископ Афанасий, получив их от вашего правдолюбия, и которые содержат в себе свидетельство здравой веры и доказательство вашего ненарушимого единомыслия и единодушия, открывая нам, что пастыри идут по следам отцев, и народ Господень пасут разумно. Все сие так нас обрадовало, что положило конец нашему унынию, и произвело в душах наших некоторое кратковременное ослабление, при всем печальном положении дел, в каком ныне находимся. Господь же подал нам еще большее утешение чрез сына нашего, благоговейнейшего содиакона Савина, который, обстоятельно пересказав, что есть хорошего у вас, напитал души наши, и на опыт узнав наши дела, ясно известит вас, чтобы прежде всего вступили вы за нас в подвиг усильной и прилежной молитвы ко Господу, а потом не отказались подать и возможное с вашей стороны утешение бедствующим Церквам. Ибо в затруднении здешние дела, досточестнейшие братия; и при непрестанных нападениях противников, подобно какому-нибудь кораблю, который среди моря [179] сокрушают один за другим следующие удары волн, Церковь изнемогает, если только не посетит ее вскоре благость Господня. Посему как взаимное ваше единомыслие и единение почитаем собственным своим благом, так и вас просим оказать сострадание к нашим разделениям, и не отлучать нас от себя потому, что удалены мы от вас местным положением, но принять нас в стройный состав единого тела, потому что соединены мы с вами общением по Духу. А наши бедствия известны, хотя бы мы и не говорили о них; потому что ими оглашена уже целая вселенная. Пренебрегаются учения отцев, уничижаются апостольские предания; в Церквах получают силу изобретения нововводителей; люди только хитрословят, а не богословствуют; мирская мудрость берет первенство, отринув похвалу креста; пастыри изгоняются, а на место их вводятся волцы тяжцы, расточающие стадо Христово (Деян. 20, 29); молитвенные дома стоят пусты без присутствующих, а пустыни наполнены сетующими; сетуют старцы, сравнивая древнее с настоящим, а еще более достойны сожаления юноши, не знающие, чего они лишены. Сего достаточно, чтобы подвигнуть к состраданию тех, которые обучены любви Христовой: но описание, сравниваемое с самою действительностью дел, во многом не достигает до полного их изображения. Итак, ежели есть какое утешение любви, ежели есть какое общение Духа, ежели есть какое сердоболие жалости: то подвигнитесь на помощь нашу; восприимите ревность по благочестию, и избавьте нас от этой бури. И нами да изрекается с дерзновением это благое провозвестие отцев, низлагающее злоименную ересь Ариеву, назидающее же Церкви здравым учением, по которому Сын исповедуется единосущным Отцу, и Святый Дух [180] равночестно числимым вместе и спокланяемым, чтобы, какие вам дал Господь, и дерзновение защищать истину, и похваление исповеданием Божественной и спасительной Троицы, те же и нам дарованы были вашими молитвами и вашим содействием. А подробности перескажет вашей любви сам упомянутый выше содиакон. Мы согласились на все, что сделано вашею досточестностью, на основании правил, одобрив вашу апостольскую ревность по православию. |
|