77. К ЕПИСКОПУ ИННОКЕНТИЮ (81).
Отрекаясь, по смерти Иннокентия, принять на себя попечение о Церкви его, предлагает ему в преемники одного пресвитера и обещает прислать его вместо другого, которого просил сам Иннокентий. (Писано в 372 году).
Сколько рад я был, получив письмо любви твоей, столько же опечалился, что наложил ты на меня бремя заботы, превышающей силы мои. Ибо как буду в состояния из такого отдаления с успехом распорядиться таким множеством дел? Пока Церковь имеет еще вас, она покоится, как на собственных своих опорах. А если Господь устроит что-нибудь о вашей жизни, то кого равночестного вам здесь могу послать для попечения о братии? Чего требовал ты в письме, это дело прекрасное и благоразумное: желаешь при жизни знать кто будет по тебе управлять избранным стадом Господним; и блаженный Моисей желал знать это, и узнал. Но поелику город велик и знатен, и труд твой пресловут у многих, времена же трудные; по причине непрестанных бурь и волнений, воздвигающихся на Церковь, потребен кормчий сильный: то почел я не безопасным для души своей распорядиться сим делом неосмотрительно, особливо припоминая писанное тобою, что станешь против меня пред Господом, и будешь судиться со [167] мною за нерадение о Церквах. Итак, чтобы не вступить с тобою в суд, а лучше найти в тебе сообщника к оправданию моему пред Христом, обозрев весь сонм градских пресвитеров, избрал я честнейший сосуд, воспитанника блаженного Гермогена, который на великом Соборе написал великое и непререкаемое исповедание веры, много уже лет пресвитерствующего в церкви, постоянного нравом, сведущего в церковных правилах, строгого в вере, доныне пребывающего в воздержании и подвижничестве, хотя непрерывность суровой его жизни измождила уже тело его, человека бедного, у которого нет никаких прибытков в этом мире, почему и хлеба не имеет в достатке, но трудами рук, вместе с братиями, с ним живущими, добывает пропитание. Его-то решаюсь послать. Итак, если нужен тебе такой человек, а не другой кто моложе летами, и годный только для одного, чтобы послать куда и исправить житейские потребы; то благоволи скорее написать при первом случае, чтобы выслал я к тебе сего мужа, подлинно Божия избранника, способного к делу, почтенного для собеседующих с ним и с кротостью вразумляющего противомыслящих. Я мог бы послать его и теперь. Но поелику сам ты предварительно требовал себе человека, хотя в других отношениях прекрасного и мне любезного, но в сравнении с упомянутым теперь мужем во многом недостаточного; то рассудил я открыть тебе свою мысль, чтобы, если нужен тебе такой человек, или прислал ты кого из братий взять его с собою около поста, или написал ко мне, когда не кому у тебя принять на себя труд совершить к нам путешествие.
|