|
62. К АФАНАСИЮ АРХИЕПИСКОПУ АЛЕКСАНДРИЙСКОМУ (66). Просит его побудить западных епископов к вспомоществованию Церкви на востоке, и между тем самому своим благоразумием прекратить раздоры в Антиохии (Писано в 371 году). Думаю, что настоящее состояние, лучше же сказать (если говорить правду), смятение церквей никого не печалит столько, как твою досточестность, когда сравниваешь настоящее с давним, и рассуждаешь, сколь одно с другим различно. А если дела с такою же стремительностью пойдут все хуже и хуже, ничто не воспрепятствует церквам в короткое время принять совершенно другой вид. Часто размышлял я об этом сам с собою: если худое состояние церквей представляется и мне так жалким, то с каким духом должен видеть сие тот, кому по опыту известны древнее благосостояние и единомыслие в вере церквей Господних? Но как большая часть скорбей касается собственно твоего совершенства; так думаю и большая часть попечения о церквах должна лежать на твоем же благоразумии. И сам я, даже при скудном своем разумении о делах, давно знаю, что к пособию нашим церквам одно известное средство – единодушие с нами западных епископов. Ибо, если бы ту же ревность, какую употребили по делу одного или двоих уличенных в зловерии на западе, захотели они оказать и в пользу нашей области; то, может быть, произошла бы общая польза для Церкви, потому это и державствующие уважают, что признано [143] достоверным многими, а народ везде следует им беспрекословно. Но кто же способнее твоего благоразумия совершит это? Кто скорее твоего увидит, что должно делать? Кто искуснее приведет в действие, что полезно? Кто сострадательнее к утомленным братиям? Кто на всем западе уважается более почтенной твоей седины? Оставь миру какой-нибудь памятник, достойный твоей жизни, досточестнейший отец! Тысячи твоих подвигов за благочестие укрась еще этим одним делом. Из святой Церкви, тобой управляемой, пошли к западным епископам несколько мужей сильных в здравом учении, извести их о постигших нас бедствиях, укажи способ как подать помощь, будь для Церкви Самуилом, злопостражди с людьми, которых теснят враги, вознеси мирные молитвы, испроси благодать у Господа, чтобы остался в церквах какой-нибудь памятник мира. Знаю, что письма недостаточны к совещанию о таком деле; но ты так же не имеешь нужды в поощрении других, как и доблестные борцы в провозглашении детей; и я не неведущего учу, а только поддерживаю стремительность текущего борца. Для прочих дел на востоке нужно, может быть, тебе содействие и большого числа помощников, а потому необходимо подождать западных. Но благоустройство антиохийской Церкви очевидно зависит от твоего благочестия; поэтому одних устрой, других успокой, и возврати Церкви крепость согласием. А что тебе, по примеру мудрых врачей, надлежит начать врачевание с самого главного, это сам ты знаешь подробнее всякого. Что же для вселенских Церквей важнее Антиохии? Если бы она пришла в единомыслие; то ничто не воспрепятствовало бы ей, как оздравевшей главе, сообщить здравие всему телу. Действительно же недуги этого града требуют [144] твоей мудрости и твоего евангельского сострадания; он не только рассекается на части еретиками, но даже расторгается теми, которые говорят о себе, что они друг с другом держатся одного образа мыслей. Соединить это и привести в стройный состав единого тела может Тот один, Кто Своею неизреченною силою и сухим костям дает возможность облечься опять жилами и плотью. Но без сомнения, Господь великие дела Свои творит чрез достойных Его. Потому и на этом опять основании надеемся, что твоей великой душе прилично служение столь важному делу, то есть, утишить смятение в народе, прекратить частные заступничества, подчинить же всех друг другу в любви, и возвратить Церкви древнюю крепость. |
|