|
41. К ПАДШЕМУ МОНАХУ (44). Изображая падшему монаху сперва тяжесть греха, потом Божие милосердие, приглашает его к себе. Не приветствую словом: радуйся; потому что несть радоватися нечестивым (Иса. 48, 22). Все еще остаюсь при своем неверии, и на сердце мне не приходят такая несообразность и великий замысл, тобою исполненный, хотя это действительная правда, как известно уже всякому. Дивлюсь, каким образом поглощено столько мудрости, в ничто обращена такая строгость жизни, откуда проистекла такая слепота, как, вовсе ни о чем не помыслив, произвел ты такую гибель столь многих душ. Ибо, если справедливо сие, то и душу свою предал ты [100] бездне, и довел до расслабления всех слышавших это нечестие. Ты отвергся веры, оставил неконченным добрый подвиг. Поэтому скорблю о тебе. И какой иерей не восплачет, слыша это? Какой служитель Церкви не опечалится? Какой мирянин не сетует? Какой подвижник не проливает слез? Вероятно, и солнце затмевалось при твоем падении, и силы небесные приходили в колебание при твоей погибели. И бесчувственные камни лили слезы о твоем безумии, и враги ощущали жалость по чрезмерности твоего беззакония. Какое великое ослепление! Какая ужасная жестокость! Ни Бога не убоялся ты, ни людей не уважил, ни друзей не постыдился; но все вдруг подверглось у тебя крушению, всего вдруг стал ты лишен. Потому снова скорблю о тебе, несчастный. Ты, который всем возвещал силу царствия, сам лишил себя царствия. Ты, который всем внушал страх учения, сам не имел страха Божия пред очами своими. Ты, который проповедовал святыню, сам оказался мерзким. Ты, который хвалился нестяжательностью, сам уличен в хищении денег. Ты, который своими рассуждениями наводил на мысль о наказании от Бога, сам предуготовил себе наказание. Как оплачу тебя? Как восскорблю о тебе? Како спаде денница восходящая заутра, и сокрушися на земли (Иса. 14, 12)? Всякому слышащему пошумит во обеих ушесех (I Цар. 3, 11). – Как Назорей, сиявший паче золота, очернился паче сажи? Как досточестный сын Сиона соделался сосудом бесполезным? В ком все дивились памятованию Божественных Писаний, того память погибла с шумом! Отличавшийся быстротою разума погиб так мгновенно! Человек с умом обширным учинил такой многосложный грех! Пользовавшиеся твоим учением понесли вред от твоей погибели. Склонявшие слух к твоей беседе заградили себе уши, [101] слыша о твоей погибели. А я плачу, сетую, весь изнемогаю; ем пепел как хлеб, и набросив вретище на рану свою, слагаю тебе такие похвалы, лучше же сказать, сочиняя надгробную речь, остаюсь безутешным и неврачуемым; потому что сокрылось от очей моих утешение; несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания (Иса. 1, 7), – так болезненна рана моя! Чем исцелюсь? Поэтому, если остается еще тебе какая надежда спасения, ежели есть в тебе малое какое-нибудь памятование о Боге, и какое-либо желание будущих благ, и какой ни есть страх наказаний, соблюдаемых нераскаянным; то отрезвись скорее, возведи очи свои на небо, приди в чувство, отстань от лукавства своего, отряси опьянение, в котором ты теперь, воспротивься тому, кто довел тебя до падения. Укрепись, чтобы встать с земли. Вспомни доброго Пастыря, Который, идя за тобою в след, отнимет тебя, хотя бы оставались только две голени или обушие уха (Амос. 3, 12). Отскочи от нанесшего тебе рану. Вспомни щедроты Бога, Который врачует елеем и вином. Не теряй надежды спасения. Приведи себе на память написанное, что падаяй востает, и отвращаяйся обращается (Иер. 8, 4), пораженный врачуется, уловленный зверями спасается, исповедающийся не бывает отринут; потому что Господь не хощет смерти грешника, но еже обратишися и жити ему (Иезек. 18, 32). Не предавайся нерадению, как впадший во глубину зол (Притч. 18, 3). Теперь время отсрочки, время долготерпения, время целения, время исправления. Поползнулся ты? – востань. Грешил ты? – перестань, не стой на пути грешных, но беги от него прочь. Когда обратившись восстанешь, тогда спасешься; потому что здравие приобретается трудами, спасение – потом. Поэтому смотря, желая соблюсти договоры с иными, не нарушь [102] договоров с Богом, заключенных тобою при многих свидетелях. Итак не замедли, по каким-нибудь человеческим расчетам, придти ко мне; потому что, возвратив себе мертвеца своего, я буду плакать, буду ухаживать, буду горько рыдать о сокрушении дщери рода моего. Все тебя примут; все потрудятся с тобою. Не теряй бодрости; воспомяни дни древние. Возможно спасение; возможно исправление. Дерзай, не отчаивайся. Нет закона, осуждающего на смерть без милосердия; но есть благодать, отлагающая наказание, ожидающая исправления. Двери еще не заперты: Жених слышит: грех еще не господствует. Возобнови борьбу; не медли, будь милосерд сам к себе и ко всем нам о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. |
|