166. К ФЕОДОРЕ МОНАХИНЕ (173).
В том, что редко пишет, извиняется неуверенностью в верном доставлении писем; изображает трудность достигнуть совершенства в жизни, какой по обету посвятила себя Феодора. (Писано около 374 года).
Ленивым меня делает писать к тебе неуверенность, что письма мои непременно дойдут в руки любви твоей, а не будут, по негодности слуг, читать их наперед тысячи других людей, особливо при таком ныне замешательстве дел во вселенной. Поэтому жду, что станут, как ни есть, бранить меня и насильно вытребуют у меня письма, а это и будет служить для меня знаком, что письма доставляются.
Поэтому пишу ли, молчу ли, одно у меня дело – соблюдать в сердце своем памятование о твоей скромности, и молиться Господу, чтобы дал тебе совершить течение благого жития согласно с твоим намерением. Ибо действительно не малый подвиг – произнесшему обет присовокупить к этому и что следует за обетом. Избрать для себя образ жизни, согласный с евангелием, может всякий; но наблюдать все до малости и не пройти без внимания ничего из написанного в евангелии, – в этом из известных нам очень не многие успели так, чтобы пользоваться и языком обузданным, и оком обученным, по намерению евангелия, и руками действовать с целью благоугодить Богу, и ноги двигать, и каждый из членов употребить, как в начале распорядил наш Создатель. В одежде – [302] благоприличие, в обращении с мужчинами осторожность, в снедях – умеренность, в приобретении необходимого – не излишество, – все это, если говорить так просто, дело не важное, но оно требует великого подвига при исполнении, как находим в самой действительности. И совершенство в смиренномудрии, чтобы ни знатность предков не помнить, ни, ежели есть у нас от природы какое преимущество душевное, или телесное, не превозноситься им, ни мнения о себе других не обращать в повод к превозношению и надмению, – и это принадлежит к жизни евангельской, – так же как в воздержании – твердость, в молитве – неутомимость, в братолюбии – сострадательность, с нуждающимися – общительность, в образе мыслей скромность, сокрушение сердца, здравая вера, в печали равнодушие, и то, чтобы в мысли нашей никогда не прекращалось памятование о страшном и неизбежном суде, к которому все мы поспешаем, хотя весьма не многие помнят о сем, и заботятся о том, чем он кончится.
|