162. К ГРИГОРИЮ БОГОСЛОВУ (169).
Диакон Гликерий, собрав многих дев и бежав с ними ночью, водил их с собою. Св. Григорий Богослов дал сим девам у себя убежище. Почему св. Василий просил его, чтобы или велел Гликерию воротиться с девами, или прислал одних дев, по крайней мере желающих возвратиться. Гликерию же, в случае повиновения, обещает прощение, а за неповиновение угрожает, низложением. (Писано около 374 года).
Правда, что предпринял ты дело благоприличное, кроткое и человеколюбивое, собрав плен (скажу пока так) презрителя Гликерия, и прикрыв, сколько можно было, общий наш позор. Впрочем твоему благоговению надлежало прежде узнать дело в подробности, и потом уже положить конец сему бесчестию. Этот, теперь надменный, а у вас степенный, Гликерий мною был рукоположен в диакона Уинесской Церкви, чтоб служил пресвитеру и имел попечение о делах церковных. И действительно, это человек в ином странный, но для дел сподручных не неспособный. Как же скоро поставлен он был в диакона, до того вознерадел о деле своем, что не положил ему даже начала. Но совершенно самовольно и самовластно собрав жалких дев, из которых иные пришли к нему добровольно (самому тебе известно, как юность склонна к подобным делам), а иные и против воли, решился стать предводителем этого стыда, и, возложив на себя имя и одежду патриаршества вдруг понесся высоко, приведенный к этому не каким-либо благовидным путем, или благочестием, но хватаясь за сие средство к пропитанию, как иной берется за другой какой промысл. И едва не возмутил он всю Церковь, презирая своего пресвитера, человека почтенного по жизни и по летам, презирая хорепископа и даже меня, как ничего [298] не стоящего, наполняя непрестанными смятениями и беспокойствами город и весь священный чин. И наконец, когда получил не большой словесный выговор от меня и от хорепископа, чтобы не презирал его (потому что и юных приучил к сему же безрассудству), замышляет он дело крайне дерзкое и бесчеловечное. Захватив дев, сколько мог, и выждав ночи, предается бегству. Это кажется тебе весьма странным. Обрати же внимание и на обстоятельства. Там был собор; отвсюду, как и естественно, стеклось великое множество народа. И он вел свой лик, сопровождающий юных и толпящийся вокруг них, чем произвел великое уныние в благоговейных, и возбудил много смеха в невоздержных и готовых к пересудам. И не довольно сего, хотя и это было так важно; но еще, как слышу, родителей сих дев, которые не перенесли бесчадия, хотели собрать рассеянных, и со слезами припадали к дочерям своим, этот чудный витязь, с разбойническим своим скопищем, оскорбляет и бесчестит. Сие да не покажется сносным твоему благоговению; потому что обращается в общее посмеяние всем нам, но паче всего вели ему возвратиться с девами. Ибо найдет некоторое к себе человеколюбие, если придет назад с письмом от тебя. Если же он не воротится, отошли, по крайней мере, дев к матери их – Церкви. Если и сего не будет; не попусти, чтоб желающие уйти потерпели принуждение, но убеди их возвратиться к нам; или свидетельствуюсь пред тобою, Богом и людьми, что это не хорошо и не по уставам Церкви. Если Гликерий возвратиться в добром порядке и с приличною скромностью, это всего лучше; а если нет, да прекратит служение.
|