|
156. К АМФИЛОХИЮ, РУКОПОЛОЖЕННОМУ В ЕПИСКОПА (161). Утешает его и том, что уловлен сетями благодати, хотя и избегал рукоположения; просит посетить его самого, изнуренного долговременною болезнью: советует твердо противостоять негодному учению и дурным нравам; испрашивает себе молитв его и приветствует от лица всех своих. (Писано в 374 году). Благословен Бог, Который в каждом роде избирает благоугодных Ему, делает известными сосуды избрания и употребляет их на служение святым! Он и тебя, который бежал, как сам говоришь, не от нас, но от звания, чрез нас ожидаемого, уловил ныне неизбежными сетями благодати, и привел в среду Писидии, чтоб брал ты человеков в плен Господу, и извлекал из глубины на свет плененных диаволом в волю его. Посему и ты скажи словами блаженного Давида: камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу (Псал. 138, 1)? Ибо подобно сему чудодействует человеколюбивый наш Владыка. Пропадают ослы, чтобы у Израиля был царь. Но тот, будучи Израильтянином, и дан Израилю. Тебя же не удерживает у себя отечество, воспитавшее и возведшее на такую высоту добродетели, а напротив того видит, что собственное его украшение делается славою соседней страны. Но поелику все, возложившие упование па Христа, составляют один народ, и все Христовы – одна теперь Церковь, хотя и именуются от разных мест: то и отечество твое радуется и увеселяется распоряжениями Господними, и рассуждает, что не утратило оно одного [289] человека, но чрез одного приобрело все Церкви. Да дарует только Господь, чтобы мы и присутствуя видели, и отсутствуя слышали о твоем преспеянии по евангелию, и о благочинии Церквей. Итак мужайся, крепись и предшествуй людям, которых деснице твоей вверил Всевышний! И как знающий кормчий, став духом выше всякой бури, воздвигаемой еретическими ветрами, соблюди корабль непотопляемым в соленых и горьких волнах зловерия, до ожидаемой тишины, какую сотворит Господь, как скоро найдется голос достойный того, чтобы пробудить Его для запрещения ветрам и морю. Если же угодно тебе посетить меня, который, по причине долговременной болезни, поспешаю к необходимому исшествию: то не ожидай ни времени, ни знака от меня, зная, что отеческому сердоболию всегда благовременно принять в свои объятия возлюбленного сына, и что душевное расположение лучше всякого слова. Не сетуй на тяжесть, превышающую силы. Если бы самому тебе надлежало нести это бремя, то конечно, оно не только тяжело, но даже не выносимо. А если Господь несет его с тобою; то возверзи на Господа печаль твою, и Той сотворит (Псал. 51, 23). Позволь предложить тебе один только совет; во всем остерегайся, чтобы самому не увлекаться негодными нравами, но по данной тебе от Бога мудрости, и что вкралось худого, изменять в лучшее. Ибо и Христос послал тебя не другим последовать, но самому быть наставником спасаемых. Прошу также молиться за меня, чтобы сподобиться мне, если останусь еще в сей жизни, увидеть тебя и Церковь твою. А если уже назначено мне мое отшествие, – так увидеть вас пред Господом, и ее – твою Церковь, как виноградную лозу, обильную [290] добрыми делами, и тебя, как мудрого земледелателя и доброго раба, который сослужителям своим дает во время житомерие, и приемлет мзду верного и мудрого домостроителя. Все мои приветствуют твое благоговение. Будь здоров и благодушен о Господе, и да соблюдется уважение к тебе за имеющееся в тебе дарование. Духа и мудрости! |
|