|
134. К ЖИТЕЛЯМ АЛЕКСАНДРИИ (139). Изъявляет скорбь свою об открывшемся гонении от еретиков в Александрии и во всем Египте; поощряет жителей Александрии к терпению, и поелику болезнь препятствует самому посетить их, то с письмом сим посылает монаха Евгения, для испрошения молитв их о себе и о всей Церкви. (Писано в 373 году). Давно коснулся нас слух о происшедших в Александрии и прочем Египте гонениях, и привел души в такое расположение, какое было естественно. Мы рассуждали сами с собою об ухищрении диавола в этой брани: поелику увидел он, что Церковь [255] в гонениях от врагов умножается и более процветает, то переменил свое намерение, и уже не въявь воюет, но ставит нам тайные засады, прикрывая злой умысел свой именем, какое все носят, чтобы страдали мы то же, что и отцы наши, но не казались страждущими за Христа, потому что и гонители имеют имя христиан. Рассуждая об этом, долгое время сидели мы пораженные вестью о случившемся. И действительно, пошумело в обоих ушесех наших, когда узнали мы о бесстыдной человеконенавистной ереси наших гонителей, которые не уважали ни возраста, ни трудов правительственных, ни любви народной, но предавали мучению и поруганию тела, осуждали на изгнание, расхищали имущество, у кого могли найти, не боясь человеческого осуждения, не имея в виду страшного воздаяния от праведного Судии. Это поразило нас, и едва не лишило употребления рассудка. А к этим рассуждениям присоединилась и та мысль: не совершенно ли оставил Господь Церкви Свои? Не последний ли это час? И не начинается ли этим отступление, чтобы открылся уже беззаконник, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемого Бога или чтилища (2 Сол. 2, 4)? Впрочем временное ли это искушение, несите его, добрые Христовы подвижники; совершенному ли расстройству преданы дела, не будем унывать в настоящем, но станем ожидать откровения и явления великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо, если вся тварь разорится, и изменится образ мира сего; то удивительно ли и нам, составляющим часть твари, пострадать в общем страдании, и быть преданными скорбям, какие, по мере сил наших, посылает на нас праведный Судия, не оставляя нас искуситися паче, еже можем, но подавая со искушением и избытие, яко возмощи понести (1 Кор. 10, [256] 13)? Ожидают нас, братия, венцы мученические: готовы лики исповедников простереть к вам руки и принять вас в число свое. Припомните древних святых: никто из них не сподобился венцев терпения, роскошествуя и принимая ласкательства, но все, пережигаемые великими скорбями, показали опыты терпения. Одни руганием и ранами искушение прияша; другие претрени быша; иные же убийством меча умроша (Евр. 11, 36. 37). Вот похвалы святых! Блажен, кто удостоился страданий за Христа; но блаженнее, кто воспреизбыточествовал страданиями; потому что не достойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). Поэтому, если бы возможно было самому мне быть у вас, то ничего не предпочел бы свиданию с вами, чтобы увидеть и обнять подвижников Христовых, приобщиться молитв и духовных в вас дарований. Но поелику тело у меня изнурено продолжительною болезнью, так что не могу сойти с постели, и много у меня подстерегающих врагов, которые, как хищные волки, высматривают время, когда можно им расхитить овец Христовых, то доведен я необходимостью посетить вас письмом, прося прежде всего творить о мне прилежные моления, да удостоюсь, по крайней мере, оставшиеся дни и часы, служить Господу по евангелию царствия, а потом прося также извинить мое отсутствие и это замедление письма. Ибо с трудом нашел я человека, который бы мог послужить моему желанию; разумею же сына нашего, монаха Евгения, с которым прошу вас помолиться о мне и о всей Церкви, и отписать мне о своих делах, чтобы зная оные, быть мне благодушнее. |
|