|
124. К МЕЛЕТИЮ, АРХИЕПИСКОПУ АНТИОХИЙСКОМУ (129). Извещает, что Севастийцы распространяют одно Аполлинариево сочинение с такими намеками, будто бы писано сие св. Василием. Пересказывает, какие определения в рассуждении его сделаны при царском Дворе; просит изготовит послание к западным, для чего уже и послан к нему Санктиссим, и предлагает мысли, свою о том, что должно быть содержанием сего послания (Писано в 373 году). Знал я, что твоему совершенству странно будет слышать обвинение, вышедшее ныне от Аполлинария, который не затруднится все сказать. Я и сам до сего времени не имел понятия, что подпадаю оному; но теперь Севастийцы, отыскав где-то, сделали гласным и пускают по рукам сочинение, по которому осуждают паче и меня, как имеющего этот образ мыслей. В сочинении же есть подобные сим выражения: «Почему необходимо им представлять себе первое тождество сопряженно во всем, лучше же сказать, соединенно с инаковостью, как скоро утверждают, что первое и второе есть одно и то же? Ибо что есть Отец первично, то Сын есть вторично, и Дух – третично. Но опять, что Дух есть первично, то Сын есть вторично, поколику, без сомнения, и Господь есть Дух; и Отец – третично, поколику, без сомнения, Бог есть Дух. И если неизреченную тайну сию выразить усильнее, то Отец есть отечески (представляемый) Сын, а Сын – сыновно (представляемый) Отец. А подобно сему должно сказать и о Духе, поколику Троица есть единый Бог». – Вот что разглашается; и не могу верить, чтобы сие было сочинением распространяющих слухи, хотя по клеветам их на меня заключаю, что могут на все отважиться. Ибо в письмах к некоторым из своих, после клевет на меня, прилагали и сии слова, [239] именуя их еретическими, но скрывая, кто сочинитель, чтобы в народе распространилась мысль, будто бы писатель я. Впрочем, как сам себя уверяю, их изобретательность не простерлась еще до того, чтобы сочинять им и речения. Почему, чтобы отразить усилившуюся на меня хулу, и показать всякому что у меня ничего нет общего с утверждающими это, принужденным нашелся я упомянуть о сем человеке 1, потому что он в нечестии подходит близко к Савеллию. И о сем довольно. А от царского Двора прибыл некто с известием, что в державствующем, после первого движения, какое возбуждено было в нем рассевающими да меня клеветы, возникла другая мысль, не выдавать меня руками обвинителям, и не предоставлять на их волю, как определено было в начале, но помедлить пока несколько. Почему, если удержатся при этой мысли, или придумают что-либо еще более милостивое, дам знать о том твоему благочестию. А если превозможет первое определение, то и сие не будет от тебя сокрыто. Впрочем брат Санктиссим, без сомнения, давно у тебя, и чего домогается он, известно уже стало твоему совершенству. Поэтому, если послание к западным оказывается необходимым, то, начертав оное, благоволи прислать ко мне, чтобы мог я сообщить для подписи единодушным с ними, и иметь готовую подписку, собранную на отдельном листе, который и можно будет приложить к листу, какой носит с собою брат наш сопресвитер. А я, не нашедши в записке ничего, относящегося к делу, не придумал, о чем писать мне к западным. Что нужно, о том было уже писано прежде: а писать излишнее совершенно напрасно. Беспокоить же [240] об одном и том же не смешно ли будет? Мне думалось, что есть предмет, которого еще не касались, и который даст место письму, именно посоветовать им принимать в общение с собою не без разбора всех приходящих с востока, но однажды навсегда избрав одну какую-нибудь сторону, прочих принимать по свидетельству принадлежащих к оной; и не прилагаться ко всякому, конечно, под видом православия, пишущему свое изложение веры. Ибо в таком случае произойдет, что будут вступать в общение с теми, которые состоят между собою в споре, и хотя предлагают не редко одни и те же речения, однако же препираютоя друг с другом не менее во всем почти разномыслящих. Почему, чтобы ересь не воспламенилась у нас еще более, когда не согласные между собою в вере будут друг другу выставлять на вид письма, полученные ими от западных, надобно посоветовать им, чтобы с разбором и вступали в общение с приходящими к ним, и к отсутствующим посылали, по церковному уставу, общительные письма. Комментарии1. То есть об Аполлинарии. |
|