112. К ФИРМИНУ (116).
Известившись, что Фирмин, оставляя жизнь подвижническую вступил в военную службу, в подражание деду своему, отклоняет его от сего намерения. (Писано около 372 года).
И редки и кратки письма твои, потому что или ленишься писать, или имеешь в виду избегнуть пресыщения, какое бывает следствием множества, или даже приучаешь себя к краткости в слове. А для меня письма твои не достаточны; даже, хотя были бы они гораздо обильнее, не удовлетворили бы желанию, потому что хотелось бы знать о тебе все в подробности: каково телесное твое состояние? как успеваешь в подвижничестве? держишься ли того, [221] на что решился в начале, или придумал что иначе, соображая расположение свое с встретившимися обстоятельствами? Поэтому, если остаешься все тот же, то не требую обширных писем; с меня достаточно если напишешь: «Такой-то такому-то. Знай, что я здоров и сам будь здоров». Но поелику слышу нечто такое, о чем стыжусь и говорить, а именно, что ты, оставив чин блаженных предков, передался на сторону отцова деда, и из Фирмина стараешься стать Вреттанием; то желательно услышать о сем самому, и узнать причины, по которым принужден ты вступить на этот путь жизни. Но как сам ты умолчал стыдясь своего предприятия, то прошу тебя как не предпринимать чего-либо постыдного, так если и пришло что тебе на ум, изгнав это из мысли, прийти опять в себя, и простившись с военною службою, с оружием и с воинскими трудами, возвратиться в отечество, признав достаточным для безопасности жизни и для всякой именитости, если, подобно предкам, будешь начальствовать в городе, чего без труда достигнешь, как уверен я в том, смотря на природную твою способность, и на недостаток соискателей. Итак, если у тебя и в начале не было этой мысли, или была, но опять тобою кинута, то извести меня немедленно. А ежели, чего бы не хотелось, остается в тебе то же намерение; то несчастие сие само о себе подаст мне весть и не буду иметь нужды в твоих письмах 1.
Комментарии
1. У Гарньера за письмом сим следует ответ Фирмина, из которого видно, что, вняв увещанию св. Василия, решается он возвратиться к подвижнической жизни. Ответ сей не предлагается в сем переводе.
|