16. ПРОТИВ ЕРЕТИКА ЕВНОМИЯ.
Высокомерие Евномия, с каким приписывал он себе уразумение Божия естества, пристыждает незнанием устройства и малейшего животного. (Писано в царствование Юлиана).
Кто говорит, что возможно обретение сущего, тот, конечно, к познанию сущего довел мысль свою каким-либо путем и последовательно; и сперва упражнялся в постижении предметов удобопонятных и малых, а потом уже силу своего постижения простер и до лежащего за пределами всякого [48] понятия. Поэтому, кто хвалится, что приобрел знание сущего, тот должен объяснить природу малейшего из видимых существ, и сказать, какова природа муравья, воздухом ли и дыханием поддерживается в нем жизнь; разделено ли у него костями тело, скреплены ли составы жилами и связками; оболочкою ли мышц и желез сдерживается положение жил; простирается ли мозжечок по хребтовым позвонкам от верхней части головы до хвоста; тканью ли нервной плевы сообщает он силу стремления движимым членам; есть ли в нем печень и желчноприемный сосуд в печени, есть ли также почки, сердце, бьющиеся и крововозвратные жилы, плевы и грудобрюшни; гол ли он, или покрыт волосами, однокопытен, или имеет разделенные ступни; сколько времени живет; и как муравьи рождаются один от другого, долго ли рождаемое бывает во чреве, и от чего не все муравьи пешеходы, и не все крылаты, но одни ходят по земле, а другие носятся по воздуху. Итак, кто хвалится ведением сущего, тот пусть объяснит сперва природу муравья, а потом уже рассуждает о Силе, превосходящей всякий ум. А если не объял еще ты ведением и природу малейшего муравья, то как хвалишься, что представил умом непостижимую силу Божию?
|