|
АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ25.СВИТОК АФАНАСИЯ,АЛЕКСАНДРИЙСКОГО АРХИЕПИСКОПА, К АНТИОХИЙЦАМ.1) Возлюбленным и вожделеннейшим сослужителям; Евсевию, Люциферу, Астерию, Киматию и Анатолию Афанасий и пребывающие в Александрии Епископы из Италии, Аравии, Египта и Ливии, Евсевий, Астерий, Гаий, Агаф, Аммоний, Агафодемон, Драконтий, Аделфий, Ермеон, Марк, Феодор, Андрей, Пафнутий, другой Марк, Зоил, Мина, Георгий, Лукий, Макарий и прочие желают премного о Христе радоваться. Уверены мы, что, будучи служителями Божиими и добрыми строителями, имеете вы достаточные силы благоустроить все дела церковные. Но поелику дошло и до нас, что весьма многие, прежде по упорству от нас отделявшиеся, желают ныне быть в мире с нами; а многие, отступив от сношения с арианами, ищут общения с нами: то почли мы необходимым, что написано нами и возлюбленными нашими Евсевием и Астерием, то написать и к вашей доброте, о возлюбленные и подлинно вожделеннейшие сослужители. Мы радуемся таковому известию, и желаем, чтобы, если и остается еще кто далеким от нас, и если кто, по-видимому, сходится еще с арианами, то и он бежал бы арианского их безумия, и наконец все и повсюду могли бы сказать: един Господь, едина вера (Ефес. 4, 5). Ибо, как сказал Песнопевец, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Псал. 132, 1)? А дом наш — Церковь, и у нас прилично быть одному и тому же образу мыслей; ибо веруем, что в таком случае будет с нами обитать и Господь, сказавший: вселюся в них и похожду (2 Кор. 6, 16), и: зде вселюся, якоже изволих и (Псал 131, 14). Где же — [167] зде, как не там, где проповедуется одна вера, одно благочестие? 2) Посему, действительно, и мы египетские вместе с возлюбленными нашими братиями, Евсевием и Астерием, намеревались идти к вам, как по многим причинам, так особенно для того, чтобы облобызать любовь вашу и сообща насладиться таким миром и единомыслием. Но поелику, как объясняли мы и в других посланиях, и как можете узнать от самих сослужителей наших, удерживают нас церковные нужды; то мы поскорбели и упросили этих сослужителей наших, Евсевия и Астерия, идти к вам вместо нас. И благодарение их богочестию, что хотя сами и могли поспешить в свои епархии, однако же всему предпочли путешествие к вам ради настоятельной церковной нужды. Получив их согласие, утешились мы тем, что, когда они и вы будете там, и мы все почтем себя соприсутствующими с вами. 3) Итак, всех желающих быть в мире с нами, особливо же имеющих собрания в старом городе, а также отступивших от ариан, пригласите к себе, примите их, как отцы детей, присвойте себе как учители и попечители, и соедините их с возлюбленными нашими, сущими с Павлином; ничего же не требуйте от них больше, а только, чтобы предали анафеме арианскую ересь, и исповедали веру, святыми Отцами исповеданную в Никее, предали также анафеме утверждающих, что Дух Святый есть тварь и отделен от сущности Христовой. Ибо не разделять Святую Троицу, и не говорить, будто бы нечто из Нее есть тварь, значит истинно отступить от ненавистной ереси ариан. А те, которые притворно приписывают себе веру, исповеданную в Никее, дерзают же произносить хулу на Духа Святого, не более делают, [168] как только на словах отрицаются арианской ереси, содержат же ее в сердце. Всеми да будут преданы анафеме нечестие Савеллия и Павла Самосатского, безумие Валентина и Василида и безрассудство манихеев. Ибо, когда будет все это, тогда все соделаются свободными от всякого худого подозрения, и видима будет единая чистая вера вселенской Церкви. 4) А что эта вера содержится и нами, и имевшими всегда с нами общение, это, думаем, не неизвестно и вам и всякому другому. Поелику же участвуем в радости намеревающихся вступить в единение, как всех, так преимущественно имеющих собрания в старом городе, и как за всех, так за доброе преднамерение последних, наипаче прославили мы Господа, то умоляем вас на этих условиях пребывать с ними в единомыслии, и, по сказанному прежде, как вам ничего большего не требовать от имеющих собрания в старом городе, так и сущим с Павлином не выставлять на вид ничего иного, кроме Никейских определений.
5) Объявляемый же некоторыми лист, будто написанный о вере на Сардикийском Соборе, запретите вовсе читать или ссылаться на него; потому что Собор не определял ничего такого. Хотя некоторые, под видом, что изложение веры Никейского Собора недостаточно, желали писать о вере и усильно покушались на это: однако же, святый Собор, сошедшийся в Сардике, вознегодовал на то, и определил не писать больше о вере, но довольствоваться верою, исповеданною Отцами в Никеи; потому что исповедание это ни в чем не имеет недостатка, но исполнено благочестия; и не должно вторично излагать исповедание веры, чтобы исповедание, написанное в Никее, не могло быть почтено недостаточным, и не было дано этим повода [169] желающим часто писать и делать определения о вере. Почему, если кто будет выставлять на вид это или другое изложение веры, останавливайте таких, и убеждайте их пребывать лучше в мире; и мы ничего более не видим в этих людях, кроме одного упорства. Скажем и о тех, которых порицали иные, за употребление речений — три Ипостаси, — так как речения эти взяты не из Писания и подозрительны. Хотя мы и просили ничего большего не требовать, кроме Никейского исповедания; однако же, по причине спора спрашивали их: не именуют ли они, подобно арианам, Ипостаси сии отчужденными, разобщенными, и взаимно иносущными, каждую же Ипостась особо отдельною, как отделены другие твари и рождаемые от людей; или, не именуют ли Ипостасей различными сущностями, каковы например золото, или серебро, или медь; или, как другие еретики именуют три начала и трех богов, не так ли и они, думая об Ипостасях, именуют их? — И они подтвердили, что не в таком смысле именуют, и что никогда так не думали. Когда же спросили мы их: почему же говорите это, и вообще, для чего употребляете такие речения? — они отвечали; для того, что веруем во Святую Троицу; знаем же Троицу не по имени только, но истинно сущую и пребывающую, истинно сущего и пребывающего Отца, истинно сущего и пребывающего самосущим Сына, пребывающего и сущего Духа Святого; не именуем же трех богов или трех начал, и вовсе не терпим утверждающих это или мудрствующих так; но ведаем Святую Троицу, и единое Божество, и единое Начало, и Сына единосущного Отцу, как изрекли Отцы, и Духа Святого — не тварь, и не чуждого но собственного сущности Сына и Отца и нераздельного с Ними. [170] 6) Приняв же от них такое объяснение и оправдание речений, спросили мы и обвиняемых ими, будто бы именуют одну Ипостась; не в том ли смысле, как мудрствует Савеллий, и они именуют так, отрицая чрез сие Сына и Святого Духа, или предполагая, что Сын не самосущ и Дух Святый не самостоятелен? Но они подтвердили, что не в этом смысле именуют и никогда так не думали; именуем же, говорили, Ипостасью, почитая равнозначительным сказать: Ипостась или сущность; а разумеем одну Ипостась, потому что Сын от Отчей сущности, и признаем тождество естества в Отце и Сыне. Ибо веруем, что Божество одно, и естество Его одно, а не иное естество Отца, и не чуждое Ему естество Сына и Святого Духа. И действительно, обвиненные, что именуют три Ипостаси, стали в этом согласны с последними, а утверждавшие одну сущность и сами одобрили мнение первых в том виде, как объяснили они его; те же и другие предали анафеме Ария, как христоборца, Савеллия и Павла Самосатского, как злочестивых, Валентина и Василида, как чуждых истине, и Манихея, как изобретателя зол. И все, по благодати Божией, после таких объяснений совокупно соглашаются, что лучше и точнее подобных речений вера, исповеданная Отцами в Никее, и что наконец лучше довольствоваться и пользоваться теми речениями, какие употреблены в Никейском исповедании.
7) А поелику некоторые, по-видимому, спорят друг с другом и о домостроительстве Спасителя в воплощении; то и об этом спрашивали мы тех и других, и что исповедали одни, с тем согласились и другие, именно же: не как Слово Господне было в Пророках, так при скончании веков вселилось Оно в Святого Человека; напротив же [171] того, само Слово плоть бысть, и во образи Божии Сый приял зрак раба, и от Марии по плоти соделался человеком ради нас; и таким образом, род человеческий, в Нем совершенно и всецело освобождаемый от греха и оживотворяемый из мертвых, вводится в царство небесное. Они исповедовали также, что Спаситель имел тело не бездушное, не бесчувственное и не неразумное; ибо, поелику Господь ради нас соделался человеком, то и невозможно телу Его быть неразумным; потому что самим Словом совершено спасение не тела только, но и души. Будучи же истинно Божиим Сыном, соделался Он и Сыном человеческим; и будучи единородным Божиим Сыном, соделался и первородным во многих братиях. Почему, не иной был Сын Божий, сущий прежде Авраама, а иной — сущий после Авраама; не иной был воскресивший Лазаря, а иной вопрошавший о нем; но Один и Тот же по-человечески сказал: где положен Лазарь? а по Божеству воскрешает его. Один и Тот же телесно, как человек, плюну, и Божески, как Сын Божий, отверз очи слепому от рождения; и пострадав плотию, как сказал Петр {1 Петр. 4, 1), Божески отверз гробы и воскресил мертвых. Таким же образом, из сего уразумевая и все, повествуемое в Евангелии, они утверждали, что одинаково рассуждают о воплощении и вочеловечении Слова.
8) Поелику же так они исповедали, то умоляем вас; не осуждайте поспешно, и не отвергайте так исповедующих и так объясняющих употребляемые ими речения; но лучше принимайте желающих мира и оправдывающихся. А которые не хотят так исповедовать и объяснять сии изречения, тех удерживайте и пристыжайте, потому что образ их мыслей подозрителен. Но, не терпя последних, [172] и первых, правильно толкующих и мудрствующих, увещевайте не предлагать больше вопросов друг другу, не входить в словопрения о бесполезном, не состязаться о подобных речениях, но согласно держаться благочестного образа мыслей. Ибо рассуждающие иначе, любящие спорить о таких речениях и доискивающиеся чего-то сверх написанного в Никее, не иное что делают, а только, как ненавистники мира и любители расколов, напаяют подруга развращением мутным (Аввак. 2, 15). Вы же, как люди добрые, рабы верные, и Господни строители, что соблазняет и отчуждает, то прекращайте и воспрещайте, всего же более предпочитайте таковой мир, храня здравую веру; Господь, может быть, помилует нас и соединит разделенное. Когда же соделается единое стадо, тогда все мы паки будем иметь единого вождя, Господа нашего Иисуса Христа.
9) И мы, оставшиеся в Александрии, обще с сослужителями нашими Астерием и Евсевием (потому что большая часть из нас разошлись по своим епархиям), хотя не должно было спрашивать ни о чем, кроме Никейского Собора, и не терпеть спорных речений, однако же ради мира, и чтобы не отвергнуть желающих веровать право, предлагали им эти вопросы, и что они исповедали, то изложили кратко. И вы также сообща, и где обыкновенно имеете свои собрания, прочтите это, и удостойте пригласить туда всех. Ибо справедливо прочесть сперва послание там, и там же вступить в единение с желающими и домогающимися мира, и уже, по присоединении их, где угодно будет всему народу, там в присутствии вашей доброты и совершать церковные службы и всем сообща прославлять Господа. Приветствуют вас сущие со мною братия; желаю, [173] чтобы вы здравствовали и творили о нас память, пред Господом. Подписали сие: я — Афанасий и другие собравшиеся Епископы, и присланные Епископом острова Сардинии Люцифером два диакона Еренний и Агапит, и присланные Павлином Максим и Калимер также диаконы; были же при сем и некоторые монашествующие от Епископа Аполлинария, для сего им и присланные.
10) Поименованные же вначале Епископы, к которым писано это послание, были: Евсевий — города Верчелли в Галлии, Люцифер — острова Сардинии, Астерий — Петры аравийской, Киматий — Палтоса в Келесирии, Анатолий — Евбеи. А писавшие послание были: Папа Афанасий и пребывающие с ним в Александрии Евсевий и Астерий, и прочие: Гаий — Епископ Паретония близ Ливии, Агаф — Фрагона и части Елеархии египетской, Аммоний — Пахнемуниса и остальной части Елеархии, Агафодемон — Схедии и Менелаита, Драконтий — малого Ермополя, Аделфий — Онуфа лихнийского, Ермион — Танеса, Марк — Зигров близ Ливии, Феодор — Атриба, Андрей — Арсеноита, Пафнутий — Саиса, Марк — Филов, Зоил — Андро, Мина — Антифрона. К сему Евсевий приписал по-латыни, что в переводе значит: Я — Епископ Евсевий — с вами, по точном с обеих сторон исповедании веры вашей, взаимно между собою соглашающимися в рассуждении Ипостасей, и сам согласен; и не сие только подтверждаю, но и все, что говорится в Послании, как видно это по связи речи, о воплощении Спасителя нашего, а именно, что Он Сын Божий и соделался человеком, восприяв на Себя, кроме греха, всего ветхого нашего человека, каким он был. И [174] поелику лист, приписываемый Сардикийскому Собору, устраняется, чтобы не казалось, будто бы излагается в нем что-либо сверх никейской веры; то и я соглашаюсь не делать его гласным в Церкви, чтобы не подать мысли, будто бы исключается им никейская вера; и желаю возмогать вам о Господе. Я — Астерий — дал свое согласие на все писанное выше; желаю возмогать вам о Господе. 11) Когда же свиток сей был прислан из Александрии к антиохийцам за означенными подписями поименованных выше, тогда и сами они подписались к нему: Я — Павлин, как приял от Отцев, так и содержу в мыслях, что Отец есть и пребывает совершен, и Сын пребывает совершен, и Дух Святый пребывает совершен; почему и приемлю написанное выше толкование о трех Ипостасях, и о единой Ипостаси, или сущности, а равно и разумеющих так. Ибо благочестиво разуметь и исповедовать Святую Троицу в едином Божестве. И о совершившемся ради нас вочеловечении Отчего Слова так рассуждаю, как написано, а именно, что, по сказанному Иоанном, Слово плоть бысть, и что не претерпело Оно изменения, как говорят злочестивые, но соделалось ради нас человеком, родившись от Святой Девы Марии и от Духа Святого. Ибо Спаситель приял на Себя тело не бес души, не без чувства, не без ума; потому что, когда Господь ради нас соделался человеком, невозможно иметь Ему только тело и не иметь ума. Почему, анафематствую отметающих веру, исповеданную в Никеи, и не признающих, что Сын от сущности Отчей и единосущен Отцу; анафематствую также утверждающих, что Дух Святый есть тварь, приведенная в бытие Сыном; и еще анафематствую ересь [175] Савеллия и Фотина, и все другие ереси, соображаясь с верою, составленною в Никеи, и со всем написанным выше. Я — Картерий — желаю вам здравствовать. (пер. под ред. П. С. Делицына)
|
|