Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ

31.

ПОСЛАНИЕ

К ЕПИСКОПУ И ИСПОВЕДНИКУ АДЕЛФИЮ, ПРОТИВ АРИАН

1) Прочитав писанное твоим богочестием, истинно похвалили мы благочестивую твою во Христа веру, прежде же всего прославили Бога, даровавшего тебе таковую благодать — и хранить правое разумение, и, [303] по мере сил познавать козни диавольские; но подивились также злоумию еретиков, примечая, что впали они в великую глубину злочестия, а оттого утратили всякое чувство и имеют совершенно растленный ум. И это их предприятие есть как диавольское внушение, так и подражание беззаконным иудеям. Как те, отвсюду обличаемые, сами против себя придумывали предлоги, только бы отречься им от Господа, и навлекали на себя предсказанное Пророками: так и еретики эти, усматривая, что повсюду предаются они позору, видя, что ересь их для всех стала гнусною, делаются изобретателями зол, чтоб им, не прекращая борений с истиною, быть в подлинном смысле христоборцами. Ибо откуда возникло у них и это зло? Как вообще осмелились они выговорить эту новую хулу на Спасителя? Но злочестивый, как видно, есть нечто лукавое, и действительно неискусен о вере (1 Тим. 3, 8). Ибо еретики эти, сперва отрицая Божество единородного Сына Божия, показывали по крайней мере вид, что признают пришествие Его во плоти; ныне же, постепенно падая глубже и глубже, отказались и от этого своего мнения, и соделались совершенными безбожниками, так что не признают Его Богом, и не веруют, что соделался Он человеком. А если б веровали, то не говорили бы того, что написало против них твое богочестие.

2) Посему ты, возлюбленный и истинно желанный обличив таковых, сделав им увещание и выговор, поступил сообразно с церковным преданием и с благочестивою верою в Господа. Поелику же они, возбуждаемые отцем их диаволом, не познаша, ниже уразумеша, по написанному, но во тме ходяти (Псал. 81, 5); то пусть уведают от твоего благоговения, что такое их злоумие свойственно Валентину, Маркиону и Манихею, из которых одни вместо [304] действительности вводили мнимое, а другие, разделяя нераздельное, отрицали, что Слово плоть бысть, и вселися в ны (Иоан. 1, 14). Почему же, держась их мыслей, не наследуют и имен их? Ибо справедливо иметь им имена тех, чье содержат зловерие, и именоваться уже валентинианами, маркионитамй и манихеями. В таком случае пристыжденные смрадом именований, может быть, в состоянии они будут понять, в какую ниспали глубину нечестия. И хотя справедливость требовала бы не отвечать этим еретикам, по Апостольскому совету: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый и согрешает, и есть самоосужден (Тит. 3, 10. 11), особливо же, поелику и Пророк говорит о таковых: юрод юродивая изречет, и сердце его тщетная уразумеет (Иса. 32, 6): однакоже, поелику, подобно вождю своему, и они ходят, как львы, ища кого поглотити из людей простодушных (1 Петр. 5, 8); то и для нас соделалось необходимым отписать к твоему благоговению, чтобы братия, снова наученные твоим увещанием, предали вящщему осуждению их суесловие.

3) Поклоняемся мы не твари; да не будет сего! Такое заблуждение свойственно язычникам и арианам. Напротив того, поклоняемся мы Господу твари, воплотившемуся Божию Слову. Если плоть сама по себе и есть часть тварей, то она соделалась Божиим телом. И поклоняемся мы таковому телу, не как собственно телу, не отделяя его от Слова, и желая поклоняться Слову, не представляем Его далеким от плоти; но, по сказанному выше, зная, что Слово плоть бысть, сие и во плоти явившееся Слово признаем Богом. Посему, кто же будет столько несмыслен, чтобы сказать Господу: “отступи от тела, и поклонюсь Тебе?" Или, кто будет [305] столько злочестив, чтобы, по причине тела, сказать Ему с несмысленными иудеями: “почему Ты, человек сый, твориши Себе Бога (Иоан. 10, 33)?" Не таков прокаженный; он поклонился Богу сущему в теле, познал, что это — Бог, глаголя: Господи, аще хощеши, можеши мя очистити (Матф. 8, 2); Божия Слова не почел тварию, по причине плоти, и не уничижил плоти, в которую облечено было Слово, потому что Оно есть Создатель всея твари, но как в созданном храме поклонился Творцу всяческих, и очистился. Так и кровоточивая жена, уверовав и прикоснувшись только к воскрилию риз, исцелилась. И пенящееся волнами море вняло воплотившемуся Слову и буря утихла. А слепого от рождения плюновением плоти уврачевало Слово. И что всего важнее и необычайнее, — когда Господь пригвожден был к самому кресту (что, может быть, и соблазняло злочестивых); поелику на кресте Господне было тело, и в теле было Слово, то солнце померкло, земля потрясеся, камение распадеся. завеса церкоеная раздрася, и многа телеса усопших святых восташа (Матф. 27, 51. 52).

4) Так было; и никто не рассуждал, как осмеливаются ныне ариане, должно ли повиноваться воплотившемуся Слову? Взирая на Человека, признавали Его Создателем своим; слыша человеческий глас, не говорили, по причине человеческого естества, что Слово есть тварь; но тем паче трепетали, и тем не менее познавали, что Оно вещало из святого храма. Посему, как же не боятся нечестивые, что, якоже не искусиша имети Бога в разуме, преданы будут в неискусен ум, творити неподобная (Рим. 1, 28)? Ибо не твари поклоняется тварь, и она не отказалась, по причине плоти, поклониться своему Господу, но Создателя своего видела в теле: и о имени Иисуса Христа поклонилось и поклонится [306] всяко колено небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос (хотя и неугодно сие арианам) в славу Бога Отца (Фил. 2, 10. 11).

Плоть не бесславие принесла Слову; да не будет сего! напротив того, сама паче прославлена Словом. И от того, что Сын, во образе Божии сый, приял на Себя зрак раба, не умалилось Его Божество; а напротив того, Он паче соделался избавителем всякой плоти и всякой твари. И если Бог послал Сына Своего рождаемаго от жены, то это приносит нам не стыд, а паче славу и великую благодать. Ибо соделался Он человеком, чтобы в Себе нас обожить; вочеловечился от жены и родился от Девы, чтобы на Себя восприять наше греху повинное рождение, и нам соделаться уже родом святым, причастниками Божественнаго естества, как написал блаженный Петр (2 Петр. 1, 4). И немощное закона, в немже немощствоваше плотию, Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха, и о гресе осуди грех во плоти (Рим. 8, 3).

5) Поэтому, не оказываются ли неблагодарными и не достойны ли всякого отвращения те, которые или уничижают сию плоть, восприятую Словом, чтобы освободить всех людей и всех воскресить из мертвых и избавить от греха, или ради этой плоти клевещут на Сына Божия, что Он произведение или тварь? Они едва не вопиют Богу так: “не посылай единородного Сына Твоего во плоти; да не приемлет Он плоти от Девы, и да не избавляет нас от смерти и греха; не желаем, чтобы явился Он в теле и приял за нас смерть; не хотим, чтобы Слово стало плотию и в ней исходатайствовало нам приближение к Тебе, и чтобы вселились мы в обителях небесных. Да заключатся [307] небесныя врата, и Слово Твое да не обновляет нам пути на небеса завесою плоти Своей" (Евр. 10, 20). Такие речи произносят они с диавольскою дерзостию, по которой и измыслили себе неприязненность. Ибо отрекающиеся поклоняться Слову, соделавшемуся плотию, остаются неблагодарными к Его вочеловечению; отделяющие Слово от плоти не признают, что совершено избавление от греха и прекращение смерти.

Где же эти нечестивые найдут в отдельности ту плоть, какую восприял Спаситель, чтобы осмелиться им сказать: “не поклоняемся мы Господу с плотию, но отделяем тело, и единому Господу служим". Блаженный Стефан видел Господа на небесах стояща одесную (Деян. 7, 55). Ангелы сказали ученикам: такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1, 11). И сам Господь, взывая ко Отцу, изрек: хощу, да идеже есмь Аз, и тии всегда со Мною будут (Иоан. 17, 24). И вообще, если плоть неотделима от Слова, то не необходимо ли этим еретикам отложить заблуждение, и поклоняться наконец Отцу о имени Господа нашего Иисуса Христа, а непоклоняющихся и неслужащих Слову, явившемуся во плоти, повсюду извергать, и причислять не к христианам, но к язычникам и иудеям?

6) Таково их безумие, такова их дерзость, как говорили мы и выше; а у нас — правая вера, заимствованная из Апостольского учения и отеческого предания, подтверждаемая Ветхим и Новым Заветом; потому что Пророки говорят: посли Слово Твое и истину Твою (Псал. 42, 3); и: се Дева во чреве приимет. и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Матф. 1, 23). Что же это значит, как не рождение Бога во плоти? Апостольское же предание учит, [308] когда говорит блаженный Петр: Христу убо пострадавшу за ны плотию (1 Петр. 4, 1), и пишет Павел: ждуще блаженнаго упования и явления славы Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго греха, и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом (Тит. 2, 13. 14). Посему, как же дал есть Себе за ны, если не носил на Себе плоти? Ее принесши, дал есть Себе за ны, да, восприяв в ней смерть, упразднит имущаго державу смерти. диавола (Евр. 2, 14).

Посему, и благодарим всегда о имени Иисуса Христа, и не отмещем явленной Им в нас благодати; потому что явление Спасителя во плоти соделалось искупительною ценою от смерти и спасением всей твари. А потому, возлюбленный и желаннейший, любящим Господа да послужит это напоминанием; а подражающие Иуде и оставившие Господа, чтобы последовать Каиафе, пусть вразумятся этим, если только захотят, если только придут в стыд, и познают, что мы, поклоняясь Господу во плоти, поклоняемся, как говорили и прежде, не твари, но Творцу, облекшемуся в тварное тело.

7) Но желательно нам, чтобы благоговение твое предложило им такой вопрос: когда израильтянам повелевалось восходить в Иерусалим для поклонения во храме Господнем, где были кивот и над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; тогда, исполняя это, хорошо или худо делали израильтяне? Если делали худо, то почему же небрегущие об этом законе подвергадись наказанию? Ибо написано: если кто уничижит, и не взыдет, то потребится от среды людей (Второз. 17, 12). А если делали хорошо и благоугождали этим Богу; то мерзкие и всякой ереси гнуснейшие ариане не достойны ли многократно погибнуть за то, что, одобряя народ [309] древний за чествование воздаваемое храму, не хотят поклоняться Господу, сущему во плоти, как во храме? Но древний храм, как сень, устроен был из камней и золота; и когда пришла сама Истина, тогда престало уже прообразующее, и по Господнему слову не осталось в нем камени на камени, иже не разорися (Матф. 24, 2). Однако же, взирая на храм из камней, глаголющего в сем храме Господа не почитали тварию, не уничижали храма, и не удалялись от него для поклонения, но, в него входя, законно служили Богу, вещавшему из храма. А когда это так, то почему же непокланяемо всесвятое и истинно всечтимое тело Господне, о котором благовествовал Архангел Гавриил, которое образовал Дух Святый, и которое соделалось ризою Слова? Телесную руку простерши, Слово воздвигло огнем жегому (Матф. 8, 14). Человеческий издав глас, воздвигло Оно Лазаря из мертвых. И также, простерши руки на кресте, низложило князя власти воздушныя, ныне действующего в сынех противления (Ефес. 2, 2), а для нас соделало чистым путь в небеса.

8) Итак, кто бесчестит храм, тот бесчестит Господа во храме; и кто отделяет Слово от тела, тот отмещет данную нам в нем благодать. И злочестивейшие ариане да не почитают Слова тварию, потому что тело есть тварное, и да не клевещут на тело Его, потому что Слово не тварь. Ибо удивительно их злоумие; все смешивают и приводят они в беспорядок, изобретают всякие предлоги, только бы Творца сопричислить к тварям. Но пусть выслушают: если бы Слово было тварь, то не восприяло бы на Себя тварного тела, чтобы оживотворить его. Ибо какая помощь будет тварям от твари, которая и сама имеет нужду в спасении? Но поелику Слово, будучи Творцем, само [310] соделалось Зиждителем тварей; то при скончании веков облеклось Оно в тварное, чтобы можно было Ему, как Творцу, паки обновить и воссоздать это. Как не тварию созданы твари, так тварь никогда не была бы спасена тварию, если бы Слово не было Творцем. Посему, да не толкуют лживо божественных Писаний, и да не соблазняют простодушных братий. Но если хотят, пусть сами раскаются и не служат более твари паче создавшего всяческая Бога. А если желают остаться в своем злочестии, то пусть одни упоеваются им и, подобно отцу своему диаволу, скрежещут зубами, потому что вера вселенской Церкви ведает Божие Слово — Творца и Зиждителя всяческих, и мы знаем, что в начале бе Слово, и Слово бе к Богу (Иоан. 1, 1). И Ему, для нашего спасения соделавшемуся человеком, поклоняемся мы, не как равному, в равном теле явившемуся, но как Владыке, приявшему на Себя рабий зрак, Зиждителю и Творцу, явившемуся в твари, да, в ней освободив всяческая, приведет мир ко Отцу, и умиротворит всяческая, небесная и земная (Кол. 1, 20). Ибо так и Отческое Его Божество признаем, и поклоняемся явлению Его во плоти, хотя бы ариане надрывались от досады.

Приветствуй всех любящих Господа нашего Иисуса Христа. Молимся, чтобы ты, возлюбленный и истинно желаннейший, был здоров и воспоминал о нас пред Господом. Если нужно, прочти это пресвитеру Иераксу.

(пер. под ред. П. С. Делицына)
Текст воспроизведен по изданию: Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого. Том 3. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1903

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.