Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 56

Донесение П. К. Мейендорфа К. В. Нессельроде о военных действиях

голландских колониальных войск против султана Палембанга

11(23) ноября 1821 г. Гаага

Донесение о сражениях 20 и 24 июня 1821 г., приведших к сдаче султана Палембанга (Палембанг — столица королевства того же названия на острове Суматра; султан его платит дань Нидерландам; столица насчитывает 30 000 жителей. Она расположена реке Муси в 12 милях от моря. (Прим. док.))

16 июня нидерландская эскадра, состоящая из 3 фрегатов, 5 корветов, шхун и бригов и из дюжины канонерских лодок, имея на борту приблизительно 1800 человек войска под командованием генерал-майора де Кока 79, поднялась по реке Муси и разведала различные сооружения, построенные вдоль этой реки и на острове Гомбора в 6 морских милях от г. Палембанга.

Эти сооружения (На полях помета: План № 1. (См. АВПР, ф. Канц., 1821, д. 866, л. 85.).) представляли собой земляные укрепления, покрытые дерном, и палисады, снабженные многочисленной артиллерией (126 орудий), очень хорошо обслуживаемой; она была расположена на правом берегу реки и на острове Гомбора таким образом, чтобы помешать проходу нидерландских судов. Наиболее трудно преодолимым препятствием был тройной ряд свайных заграждений, расположенных на реке и защищенных перекрестным огнем со всех укреплений и с плавучей батареи.

20 июня генерал де Кок при помощи батарей своих фрегатов и корветов попытался подавить батареи противника, в то время как плоскодонные суда с машинами для вырывания свай должны были доставить войска к вражеским батареям. После канонады, продолжавшейся несколько часов, все эти суда вынуждены были покинуть свои позиции, так как их тросы были перерезаны вражескими лазутчиками, 2 канонерские лодки были брошены, и нидерландская эскадра отступила, потеряв 150 человек убитыми и ранеными.

Так как корабли сильно пострадали, пришлось взять новую оснастку с торговых судов, стоящих в устье Муси, и атака смогла быть возобновлена только 24-го.

Несмотря на очень сильный огонь вражеский батарей, плоскодонные суда удачно прошли через свайные сооружения; нидерландские войска высадились на острове Гомбора и зашли в тыл сооружений, воздвигнутых на этом острове. Подразделению, посланному для перехода через реку Сладжо, не удалось ее перейти, так как надо было двигаться по глубоким болотам под огнем вражеских мелких судов. Тогда генерал поручил одному корвету атаковать плавучую батарею, в то время как находящиеся на судах войска поднялись по Муси и захватили с тыла различные укрепления, на правом берегу реки. Когда таким образом были взяты все вражеские сооружения, в обороне которых участвовало 12 000 человек и которые считались неприступными, надо было еще разрушить свайные заграждения на реке, чтобы открыть эскадре, которая достигла Палембанга (На полях помета: План № 2. (См. АВПР, ф. Канц., 1821, д. 866, л. 86).) только 27 июня, потеряв в этом втором деле 120 человек.

Посланные султаном лица сообщили о его сдаче и заявили, что, если ему с семьей разрешат остаться жить в Палембанге, он согласен уступить трон своему брату, которого нидерландцы привезли с собой. Это условие не было принято, и он должен был быть немедленно отправлен в Батавию.

АВПР, ф. Канц., 1821 г., 866, лл. 81—82 об. Подлинник на франц. яз.


Комментарии

79. Голландский генерал X. Кок служил на Яве с 1807 г. После возвращения голландцев на Яву был начальником штаба войск в Ост-Индии, в 1817 г. — губернатором Молуккских о-вов, в 1818 г. — командующим экспедиционными войсками в Ост-Индии. В 1821 г. Кок командовал экспедицией, посланной в Палембанг. Исполнял также обязанности генерал-губернатора между отъездом ван дер Капеллена и прибытием Бюс де Гизиньи. До 1830 г. являлся заместителем последнего и командующим войсками в Индонезии. Принимал участие в борьбе с Дипонегара, С 1830 по 1836 г. Кок был командующим войсками в Зеландии, с 1836 по 1841 г. — министром внутренних дел. После отставки (1841) — член Первой палаты парламента.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.