|
№ 154 Из донесения Ф. Мальтица К. В. Нессельроде об обсуждении Генеральными штатами вопроса о свободе мореплавания в колониях в связи с торговой конкуренцией Англии 3 (15) марта 1850 г. Гаага № 20 ...По мнению большого числа публицистов, в ходе дебатов предстоит решить не что иное, как вопрос о том, является ли Голландия достаточно сильной, чтобы навлечь на себя неудовольствие Англии, или настолько слабой, чтобы склонить голову под тем торговым игом, которое ее могучая соседка в конце концов ей навяжет. [238] Большинство депутатов одобрило в общем виде принцип свободы мореплавания, положенный в основу проектируемых законов, но то применение, которое хотят дать этому принципу, вызвало самую серьезную оппозицию, в особенности в отношении мореплавания между метрополией и заморскими владениями. Противники нового законодательства решительно утверждают, что если правительство не отступит перед исполнением своего плана, то это окажется наилучшим применением столь известной аксиомы: “Пусть лучше гибнут колонии, чем принцип”. Нельзя не признать, что их аргументы против этого принципа весьма серьезны. Если предоставить полную свободу мореплавания в колониях, говорят они, то бесспорно, что это мореплавание перейдет в руки иностранцев. Для Голландии станет невозможно конкурировать с Англией. Яванское население никак не использует продукты сельского хозяйства или промышленности этой страны, кроме готовых промышленных изделий. Англичане продают эти товары по столь умеренным ценам, что голландцы никогда не смогут так же понизить свои цены, и скоро англичане будут непосредственно снабжать остров Ява всеми промышленными товарами, в которых он нуждается. Новое законодательство не только откроет для Англии важный рынок сбыта этих товаров, но оно доставит ей также грузы для ее кораблей. Уже теперь большинство нидерландских судов идет в Ост-Индию без груза, и, безусловно, все они будут к этому вынуждены после принятия предложенных законов. Товары, вывозимые из метрополии и состоящие главным образом из масла, сыра, можжевеловой водки и т. п., слишком незначительны в сравнении с промышленными товарами. Транспортные расходы английского судовладельца будут возмещены вывозимым им грузом, он сможет даже получить прибыль, продав этот груз, в то время как нидерландский судовладелец может покрыть эти расходы только за счет стоимости обратного фрахта. Следовательно, англичане, уезжая с Явы, будут в состоянии платить более высокую цену, чем голландцы, когда они будут закупать товары для корабля. Пользуясь этим преимуществом, англичане захватят все мореходство в Ост-Индии, и нидерландцы в один прекрасный день будут вынуждены отдать им эти богатые колонии. Несколько довольно любопытных мест по этому вопросу содержатся в опубликованном одним из знаменитых амстердамских публицистов письме, отрывки из которого я позволю себе при сем приложить 138. Согласно точке зрения министерства, опасения противников правительственного проекта совершенно лишены основания. Уступки, которые будут сделаны англичанам и на которые колониальный тариф налагает некоторые ограничения, будут в значительной мере возмещены многочисленными преимуществами, и особенно разрешением для голландских кораблей получать грузы в Англии и ввозить их непосредственно в Ост-Индию и Австралию... Барон фон Мальтиц. АВПР, ф. Канц., 1850 г., д. 66, лл. 150—154. Подлинник на франц. яз. Комментарии138. 12 марта 1850 г. в газете “Алхемеен ханделсблад” была напечатана статья голландского публициста (фамилию его установить не удалось, так как в имеющейся в архиве вырезке из газеты имя автора не значится) относительно конкуренции Англии с Голландией и экономической политики Голландии. В статье указывалось, что Англия настаивает на свободе торговли вследствие того, что ни одно государство не может конкурировать с развитой английской промышленностью. Далее автор статьи писал, что прежде чем провозгласить принцип свободы торговли, Англия в течение длительного времени развивала свою промышленность, торговлю, мореходство, а теперь, усилившись, хочет навязать свободу торговли другим, экономически более слабым странам, в том числе Голландии — “самому богатому государству среди бедных, самому бедному государству среди богатых”. Автор статьи критиковал правительство Нидерландов за политику ограничения деятельности голландской промышленной буржуазии, нападал на налоговую систему, которая “продолжает парализовать у вас любое движение в торговле и душить малейшую искру духа предпринимательства, которая у нас еще осталась”. Такая политика правительства, по мнению автора, ослабила Голландию и мешала ей конкурировать с Англией (АВПР, ф. Канц., 1850 г., д. 66, лл. 155—156) . |
|